«Волынская резня» признана геноцидом. Но точку ставить рано

На днях Сенат Польши (верхняя палата парламента) принял резолюцию, в котором события «Волынской резни» 40-х годов прошлого века, совершенной ОУН-УПА (Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия) против жителей Польши, названы геноцидом. На заседании Сената было предложено отмечать 11июля День памяти жертв геноцида. 

«Волынская резня» — массовое уничтожение в 1943 г. украинскими националистами поляков на Волыни, которая до сентября 1939 г. входила в состав Польши. 11 июля 1943 г. считается кульминацией трагедии — в этот день украинцы атаковали одновременно порядка 150 польских деревень. По разным оценками, ее жертвами стали от 36 000 до 100 000 человек. 

Отряды бандеровцев рыскали по территории края, поодиночке окружая и уничтожая польские деревни и хутора – причём зачастую без выстрелов, вырезая население (всё, от мала до велика) ножами, топорами и косами. Воспоминания чудом выживших людей содержат многочисленные свидетельства вырывания языков, выкалываний глаз, забиваний гвоздей в голову, вырезания плодов у беременных женщин, четвертований, кошмарных надругательств над трупами и утонченно садистских пыток…С июля по август 1943 года на Волыни было убито, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч человек – детей, стариков, женщин. Бандеровцы не щадили никого! 

Массовые убийства поляков на северо-западе Украины и раньше осложняли отношения Варшавы и Киева. Скажем, в июне 2013 года польский Сенат принял постановление, в котором определил эти события как «этнические чистки с элементами геноцида». В июне нынешнего года в Польше вновь поднялся вопрос о признании «Волынской резни» геноцидом. Многим казалось, что дальше разговоров и обсуждений дело не пойдет. Однако резолюцию приняли. При этом, часть польских сенаторов пыталась выступить против этого решения. Они мотивировали свою позицию тем, что сейчас, мол, надо оказывать Украине поддержку в борьбе с Россией, поэтому не время-де разжигать страсти. Но за признание Волынской трагедии геноцидом проголосовало сенатское большинство. 

Резолюция польского сената поставила украинский истеблишмент в крайне неловкое положение. За более чем два десятилетия существования суверенной Украины никто из ее лидеров не осудил практику возвеличивания ОУН - УПА и не покаялся в чудовищном преступлении. Более, того, в 2004 году президент Виктор Ющенко официально провозгласил, что родословная Украины включает в себя «самостийную и нэзалежную» Донцова, Бандеры, Шухевича, Стецько и прочих, вдохновителей и исполнителей Волынской резни. 

В мае прошлого года президент Украины Петр Порошенко присвоил ОУН-УПА статус «борцов за независимость», а буквально накануне приятия резолюции в польском Сенате Московский проспект Киева был переименован в честь Степана Бандеры. 

В украинском МИД готовят ответ на резолюцию о Волынской резне, которая была поддержана польским парламентом. Как заявила пресс-секретарь министерства иностранных дел Украины Марьяна Беца: «Реакция МИД прорабатывается, вопрос действительно важный, вопрос чувствительный. Мы всегда на всех уровнях, в том числе на высоких, подчеркивали важность избежания политизации этого процесса». М.Беца считает, что тема о Волынской трагедии должна рассматриваться «исключительно историками двух стран». 

Пожелание в принципе правильное, но Киев и Варшава долгие годы не могут договориться даже о том, как называть события 1943 года. В Польше это «Волынская резня», на Украине — «Волынская трагедия». 

Польские историки расценивают «Волынскую резню» как геноцид и этническую чистку. Украинские исследователи, в свою очередь, считают эти события следствием войны «Армии Крайовой» с УПА, в которой принимало участие и мирное население региона. 

В ответ на «Волынскую резню, украинцы могут вспомнить о «резне в Сахрыни», пускай и не сопоставимую по масштабам. В результате тех событий 1944 года польской «Армией Крайовой» было убито от 600 до 1300 украинцев. 

Могут припомнить на Украине также печально знаменитую операцию «Вислу». Тогда по инициативе поляков в так называемом Закорзонье - территории к западу от линии Керзона - советско-польской границы, установленной в 1918 году, состоялся «обмен населения» между УССР и Польшей. Тех этнических украинцев, которые не пожелали ехать в советскую Украину, поляки насильно переселили с малой родины на север Польши. 

А если заглянуть вглубь истории польско-украинских отношений, скажем, в XVII век!? От взаимно пролитой крови и дыма пожарищ той эпохи и у современных исследователей в горле должно першить и слезы на глазах выступать. Перечитайте «Тараса Бульбу» Н.В.Гоголя: там на немыслимые зверства поляков запорожские казаки отвечают адекватными мерами. Словом, польско-украинских исторические разборки могут затянуться на очень много лет. 

Кроме того, надо учитывать и вот что. Сказав «а», признав Волынскую резню геноцидом и решив увековечить память ее жертв, Польше, очевидно, придется говорить и «б», а именно, поднимать вопрос о палачах – бандеровцах. С учетом того, что в обществе Польши весьма сильны антибандеровские настроения, это становиться весьма актуальным вопросом. 

И что в этом случае делать Украине, где нынешняя власть пытается строить самоидентичность украинцев с упором именно на «славных героев ОУН – УПА»? 

Словом, история с признанием Волынской трагедии геноцидом только начинается, точку в ней ставить еще рано.

Автор
Николай Ветров
Агентство СЗК

Николай Ветров

Похожие статьи