Аммиачные войны Украины: Киев начинает, Москва выигрывает

За газовыми спорами мы пропустили еще одну давнюю войну между Россией и Украиной - за аммиак. Вернее, в конкурентной битве по производству аммиака Россия уже вышла победителем - у Украины не осталось практически ни одного работающего завода, в то время как российские предприятия наращивают производство и продажи. Камнем преткновения стал транзит аммиака через территорию Украины. С каждым годом поднимая цены на транзит по аммиакопроводу "Тольятти-Одесса" Украина добилась одного - Россия всерьез задумалась о постройке аммиакопровода в обход Украины.

Аммиакопровод был построен еще во времена Советского Союза - в 1981 году. Трубы были сделаны по советскому заказу во Франции. А для пересечения Днепра был спроектирован и построен уникальный висячий переход с пролётом 720 метров.

После развала СССР аммиакопровод был поделен на зоны ответственности между Россией и Украиной. Сейчас за российский участок отвечает ОАО "Трансаммиак", а за украинский - УГП "Укрхимтрансаммиак".

Что такое аммиак и для чего он нужен?

Аммиак – это сырье, из которого получают азотные удобрения, взрывчатые вещества и полимеры, азотные кислоты и т.д.

Для производства аммиака может быть использован уголь, коксовый газ или природный газ. В основном аммиак производят из природного газа, но некоторые страны, как Китай - газифицирует уголь. Это более затратное и наименее экологичное производство, но за неимением газа, Китаю приходится довольствоваться этим.

Важность аммиака переоценить невозможно. Без удобрений получить хороший урожай в сельском хозяйстве практически невозможно. Поэтому, Вы понимаете, какую ценность для того же Китая и Европы составляет аммиак.

Ежегодное мировое производство аммиака достигает 150 млн. тонн. Россия входит в десятку лидеров по производству аммиака. Себестоимость производства аммиака в России одна из самых низких в мире по простой причине: Россия обеспечивает себя сырьем сама.

Основные потребители аммиака — США (46% мирового импорта), Индия, Корея, Турция, Таиланд и Китай.

Самые крупные экспортеры на мировом рынке — Тринидад и Тобаго (около 27% совокупного экспорта) и Россия (19%).

Объём производства аммиака в России по итогам 2014 года составил 14,8 млн. тонн, 25% которого ушло на экспорт.

Производством аммиака в России занимается много предприятий, но именно ОАО «ТольяттиАзот» и ОАО «Минудобрения» в городе Россош (Воронежская область) и  используют аммиакопровод "Тольятти-Одесса".

Производственные мощности предприятия "ТольяттиАзот" составляют более 3 млн тонн аммиака, а также 960 тыс. тонн карбамида в год.

 ОАО "Минудобрения" рассматривает возможность по доведению производства аммиака до 1,5 миллиона тонн в год (в перспективе — до 3 миллионов) и выпуск карбамида с 500 тысяч до 3 миллионов тонн в год.

На Украине аммиакопровод использовал концерн "Стирол" Дмитрия Фирташа до 8 мая 2014 года. Но в связи с критической ситуацией, которая существует сейчас в Донецкой области и, в частности, в Горловке, концерн остановил работу.

Другие предприятия Украины, которые занимались производством аммиака для внутренних нужд, практически все находятся в бедственном положении. На модернизацию производства нет денег, а возросшие тарифы на газ и электричество делают их продукцию слишком дорогой и неконкурентноспособной даже на местном рынке.

Транзит аммиака через Украину

Неожиданно, Украина стала крупнейшим транспортным посредником на мировом рынке аммиака. Но для содержания трубопровода нужны деньги. А его протяженность на Украине не маленькая - практически 1000 км.

 

 

Украина начала поднимать тарифы на транзит, но деньги в модернизацию и ремонт почему-то вкладывать забывала. Специалисты оценивают текущее состояние аммиакопровода на тройку (по пятибалльной системе), но даже у не посвященных закрадываются сомнения в такой оптимистичной оценке.

Увеличивая тарифы, Украина увеличивала и отчисления в госбюджет - с 15 до 50%, делая тем самым компанию "Укрхимтрансаммиак" нерентабельной.

И это тренд довольно старый. Например, в январе 2005 г. стоимость была увеличена с $0,3 до 0,39 за тонну на 100 км. А через три месяца - с 31 марта 2005 года — до $1. Это практически в три раза!

Через 10 лет ставка выросла до $4,8(!) за тонну на 100 км. (приказ Министерства экономического развития и торговли Украины №1003 от 18 сентября 2015) - считайте в 16 раз.

Как видите аппетиты Украины растут, ставя, мягко выражаясь, в сложное положение предприятия химической промышленности России.

Ответный ход

В планах России уже давно стоит наращивание экспортных мощностей своих портов. К грузовым терминалам Калининграда, Санкт-Петербурга и Приморья добавился еще один современный морской порт - Тамань.

 

 

 

В конце 2015 года ОАО "Тольяттиазот" согласовал все необходимые планы для строительства и ввода в эксплуатацию собственного комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань Краснодарского края.

Ввод первой очереди этого терминала запланирован на 2017 год, вторая очередь - в 2020 году. Проект по строительству комплекса планируется реализовать без привлечения бюджетных средств.

Это будет крупнейший перевалочный терминал, через который продукты российского химпрома смогут отправиться в десятки стран мира. Без участия Украины и Одессы.

По информации, там будет осуществляться перевалка объемов аммиака, превышающих транзитные возможности Украины.

От Воронежа до терминала планируется построить новый аммиакопровод. Но пока транзит аммиака собираются запускать с уже имеющейся инфраструктурой - по железной дороге.

 

 

Вопрос о строительстве новой ветки аммиакопровода поднимался в понедельник 6 июня 2016 года на встрече президента РФ с губернатором Самарской области, после чего губернатор сообщил, что Владимир Путин поручил рассмотреть возможные варианты реализации данного проекта.

Киев со своей жадностью не оставляет нам выбора - приходится обходить территорию Украины стороной...

 

http://sosedgeorg.livejournal.com/394970.html

 

Автор

Sosedgeorg

Похожие статьи