Мария Полякова: О школе с любовью и тревогой

5 октября в России отмечают День учителя – пожалуй, один из немногих праздников на секунду переносящий всех взрослых в детство, где Анна Ивановна в который раз объясняет правило, а Лидия Николаевна ставит двойку, но потом разрешает «закрыть» ее пятеркой. И нынешние школьники понесут цветы тем учителям, которых любят и уважают. 

Отгремели 90-ые, пронеслись нулевые – страна теперь совсем иная и кажется не осталось и следа от того перелома, через который пришлось пройти. Теперь это всего лишь страница новейшей истории России; поколение «пепси» выросло, обзавелось семьями, выбросило сигареты, занялось спортом и благотворительностью, ходит на мероприятия, которые «развивают личность». Что же тогда, во времена страшного лихолетья стало какой-то опорой для этого поколения? Школа. 

Наркотики и алкоголь были еще не самым страшным, с чем сталкивался ребенок 90-х в школе. Тебя могли жестоко избить за то, что ты слушаешь не ту музыку, общаешься не с той компанией, носишь не ту одежду. Первые группировки юных беспредельщиков «скинхэдов» наводили ужас на всех без исключения, бытовало мнение, что если у «скина» белые шнурки, то он уже убивал. 

Сложность заключалась в невероятном отрыве от советского времени, каких-то 5 лет, а перед нами люди, полностью другого формата. Это уже не из Тургенева, это не послевоенное поколение, эти дети инопланетяне для старшего поколения: их музыка, их образ мышления и жизни казался тогда более диким, чем обычаи самого отдаленного племени Папуа Новой Гвинеи. Их реакция на попытки привить «доброе и вечное» почти всегда была одинакова – нам никого и ничего не надо. 

Однако нашлась категория людей, перед которыми даже самые грозные «скины» опускали голову – это учителя. Самые обыкновенные учителя, самых обыкновенных школ, по ним «перестройка» так же прошлась танком, между учителем и нищим можно было смело ставить знак равенства. Каторжный труд заключался даже не в том, что ты работал бесплатно – главной задачей стало найти общий язык с детьми. «Счастье это когда тебя понимают». Поколение «мтv» только делало вид, что им ничего не надо – хотелось того же, что и сто лет назад: любви, поддержки, помощи. 

В то время повсеместно провозглашались новые лозунги, школа же пока осталась тем местом, где еще был жив тот прекрасный СССР именно в лице учителей, где можно было запросто найти строгого, но справедливого Викниксора, проницательного Илью Семеновича Мельникова и даже гения педагогики Макаренко. 

Это были те люди, под строгим взглядом которых, даже самый отъявленный двоечник опускал глаза, именно эти люди предлагали тот самый шанс вырасти не так, как предлагала улица. Это они заставили научиться думать, анализировать. Научили упорству, научили ставить цель, идти к ней. Абсолютный подвиг учителя заключается в том, что бы из десяти детей, хотя бы четыре обрели собственное мнение, твердо встали на ноги, проложили себе путь в будущее. Это именно они дали настоящий бой тому беспределу, который молодежь 90-х потоком несла в школу. Их невидимый подвиг скоро забудут совсем. Увы, сегодня нет Янкеля и Леньки Пантелеева, которые напишут эту историю, расскажут о вкладе учителей в борьбу с малолетними преступниками, нищими беспризорниками из школы им. Достоевского. 

Но!.. 

Если в поисковой строке Яндекса набрать две буквы «бо», то самым запрашиваемым словом будет не знаменитость, не город или страна, не название блюда – самым запрашиваемым словом будет имя Борис Меерсон. Для необъятной России это имя малоизвестно, но в Москве этот человек, без преувеличения, «герой дня». Его слава совсем не сиюминутна. Он не ученый, не космонавт, даже не селебрити. Это учитель истории 57 школы, негласно самой престижной школы Москвы. Это здание в переулке за Пушкинским музеем является неприступным оплотом лучшего среднего образования Москвы. 

Каков же личный вклад Меерсона в славу своей школы? На протяжении последних 16 лет в разное время он состоял в интимных отношениях не только с ученицами старших классов, но и с учениками! Информацию об этом скандале сообщили и gazeta.ru, и kp.ru, и многие другие. Говорят, предмет, который преподаешь, накладывает отпечаток даже на внешность учителя. Отчасти это правда – историки часто немного медленнее, рассудительнее остальных предметников. Веселый человек с фотографий 57 школы совершенно не производит впечатления типичного «историка», он как будто энергичнее, активнее. 

Давать событию в 57-й школе какую-либо оценку бессмысленно по очень простой причине. Это явление приобрело настолько масштабный характер, что его пора приравнивать к стихийному бедствию. Практически еженедельно появляется очередная сенсация – учитель (учительница) был (а) уличен в связи с подопечным из школы. Это происходит не только Москве, повсеместно в регионах вспыхивают подобные истории. 

Тот самый Борис Меерсон

На самом деле, скандал с Меерсоном из 57-й школы - это своего рода апофеоз кризиса системы среднего образования современной России. А явление 57-й школы - лишь один из симптомов. 

И все же… 

Можно дать сотню определений термина «хороший учитель», привести массу примеров из личной или мировой практики. Однако, понять, какой учитель, действительно, хороший, на мой взгляд, довольно легко. Хороший учитель не научит говорить по английски за три урока, не подготовит  к ЕГЭ за два часа до экзамена – но увидит в любом ребенке, из любой семьи, из любой среды потенциал, увидит в нем будущее и смело протянет руку помощи, не ткнет носом в «реальную жизнь», а немного позволит детству задержаться, грустно понимая, что это короткая пора. Это ему ребенок доверяет, и чувствует, что его понимают. Это просто честная и безусловная любовь к чужим детям. 

Уникальные методики, индивидуальный подход, новейшие технологии – сегодня кажется все стоит на страже того, что ваше чадо вырастет как минимум готовым МГУшником. Родители сегодня не просто имеют право голоса в школе, местами даже «заказывают всю музыку». Но тут, о ужас, ребенок не показывает способностей индиго. Кто виноват? Учитель. А учитель отвечает, что во всем виноват Интернет, гаджеты, нынешнее поколение с трех лет разбирается в компьютерах, а еще пресловутое ЕГЭ. 

Итоговая аттестация детей не подразумевает аналитических способностей, ты просто как робот должен владеть определенным количеством информации. СССР на самом деле окончательно ушел из школы, на смену ему пришло что-то новое, не совсем понятное, бесформенное. 

Янкель и Ленька Пантелеев уже отдали низкий поклон своим учителям. Поколение «пепси» с теплом и ностальгией вспоминает времена школьных сквозняков, суровых учителей, в чьих силуэтах скрыта вся быстротечность детства. Новый формат образования, новый учитель, новая школа – возможно, и состоится возрождение бывшего когда-то лучшим в мире образования, а, может, и нет? 

Мария Полякова, Агентство ФинЭк

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи