«Польша – для поляков!»: как наследники Речи Посполитой разбирались с «нацменьшинствами»

Слова «геноцид» и «депортация» в общественном мнении в основном ассоциируются с Германией и СССР. Если эти слова набрать в Яндексе, опять же пойдут статьи о Германии и СССР. А как насчет Польши? 

А вот Польша всегда оказывалась только жертвой. Был геноцид поляков, да, поляков депортировали, а сами они всегда были белыми и пушистыми. 

Так внушала нам советская пропаганда, а теперь внушают либеральные СМИ. Но подлинная история очень сильно отличается от фальсифицированной. 

О еврейских погромах в Польше в XX в. и о насильственной депортации немцев после Второй мировой войны знают многие. А вот о трагической судьбе миллионов славян — мазуров, кашубов, силезцев, лемков известно гораздо меньше. 

Мазуры и кашубы – ограбить и депортировать 

В XI в. мазуров называли мазовшанами (племенной союз), а сама Мазовия находилась в районе Варшавы. Мазовецкое княжество до 1526 г. было независимым от Польского королевства. В XIV—XVIII вв. переселенцы из северной части Мазовии колонизировали южные районы земель Тевтонского ордена и с того момента стали зваться мазурами. 

К XIX в. «мазуры сохранились по деревням, где жили компактными общинами. Немцами они не стали, но и поляками себя не чувствовали. Мазуры смешивались с немцами, литовцами, потомками языческих пруссов и другими народами… 

От немцев мазуры переняли этику труда, от протестантских миссионеров из Германии — религию. Мазуры в противоположность жителям Вармии были протестантами, главным образом евангеликами. Кентшинский вспоминал, что мазур «поляков уже хотя бы из-за религии не любит». Религия на протяжении столетий усиливала у них чувство обособленности от католиков из Польши… 

Гитлер забывал об их по преимуществу славянском происхождении и признавал, что мазуры могут стать частью немецкой национальной общности. Когда Гитлер пришел к власти, в Мазурии начались большие общественные работы, там раздавали стипендии молодым людям, которых сильно накачивали нацистской доктриной. 

Ну а после того, когда немцы были изгнаны Красной армией с территории Восточной Пруссии, поляки устроили мазурам кровавую бойню. Сколько их было убито, до сих пор неизвестно. 

После бегства немцев начались также грабежи. Масштабы расхищения брошенного имущества, обирания покинутых домов и квартир, всяческого мародерства могут сегодня казаться неправдоподобными: воры даже разбирали дома, так как кирпич был в цене. Таким образом, например, в Пишском повете несколько деревень исчезло с карты. 

Но если у мазура только до нитки обобрали дом и хозяйство, а его самого оставили в покое, то он мог радоваться. В Мазурию начали прибывать переселенцы из-за Буга, а также крестьяне из северной Мазовии и Подлясья, которые силой вышвыривали мазуров из их исконных владений, унаследованных от отцов и дедов… 

После таких испытаний мазуры уже не хотели оставаться в Польше. Большинство отказывалось подписывать бумаги о лояльности к новому государству и не принимало паспортов ПНР, чтобы иметь право добиваться выезда в Германию. В первые послевоенные годы туда отправилось несколько десятков тысяч мазуров, с момента оттепели 1956 г. и до падения ПНР — еще 100 тысяч… 

Сегодня в Польше обитает 6—10 тыс. законных жителей этой земли, больше всего — в гмине Сорквиты, где сохранился единственный деревенский приход Евангелической церкви Аугсбургского исповедания. Они-то и поддерживают последний огонек мазурского духа. Дачники из Варшавы шутят, что хотя мазуров осталось так мало, но настоящих легко распознать: они не пьют на работе и во всём проявляют солидность. 

От мазуров перейдем к кашубам. Кашубы считаются прямыми потомками древнеславянского племени поморян, которые заселяли территории современных Поморского, Западно-Поморского и Куявско-Поморского воеводств Польши. Предполагается, что предки кашубов пришли в местность между реками Одер и Висла во время великого переселения народов. Первое упоминание о кашубах относится к XIII в. В Польше неоднократно делались попытки доказывать, что язык кашубов — не самостоятельный славянский язык, а лишь наречие польского языка, то есть его диалект, поэтому кашубам отказывалось в статусе самостоятельного славянского народа. 

В свою очередь украинский историк и лингвист Пантелеймон Кулиш (1819—1897 гг.) утверждал, что языки поляков и кашубов различаются куда больше, чем великорусский язык и галицийская (украинская) мова. 

Кашубские женщины в национальных костюмах. Фото начала XX в. 

Часть кашубов выбрала католицизм, а часть — лютеранство. И вот в 1945 г. поляки с присоединенных территорий депортировали почти всех кашубов-евангелистов, а заодно и родственный кашубам молодой народ — словенцев. Кашубов-католиков в основном не трогали, но и не признавали национальным меньшинством. 

С 1945 по 1989 гг. польские власти в национальной политике исходили из концепции этнически однородного государства. До 1956 г. термин «национальные меньшинства» в Польше вообще не использовался. Польша — для поляков! Запрещалось издание газет и книг на кашубском языке.

Силезцы мечтают об автономии 

Когда впервые были произнесены слова «Силезия» и «Силезцы», неизвестно. Во всяком случае, в 1138 г. при разделе Польши между сыновьями Болеслава Кривоустого Силезию получил старший сын короля Владислав. До 1526 г. Силезией правили свои династии князей, а в 1526 г. Силезия вместе с Чешским королевствам отошла к австрийским Габсбургам в состав Священной Римской империи. В 1742 г. Силезия перешла от Австрии к Пруссии. 

В 1919 г. Антанта разделила Силезию, несмотря на результаты референдума, по которым 60% силезцев пожелали остаться в составе Германии, а 40% — войти в Польшу. Нижняя Силезия осталась немецкой, а Верхняя перешла к полякам. 

В Верхней Силезии в 1920—1938 гг. имелись крупные автономии и даже функционировал собственный сейм, который регулировал социальную, образовательную и культурную политику. 

Почему же пан Пилсудский проявил такой либерализм по отношению к силезцам? Ведь ни украинцы, ни белорусы, ни лемки о подобном и мечтать не могли. Ларчик открывается просто: паны претендовали и на Нижнюю Силезию, и местный сейм и иные послабления в Верхней Силезии должны были служить пряником силезцам, проживавшим в Германии. 

Ну а в 1945—1947 гг. поляки депортировали из Нижней Силезии всех подряд — и немцев, и силезцев. 

Ну а в Верхней Силезии была проведена основательная чистка. Силезцев с непольскими фамилиями и протестантов депортировали. 

Польский публицист Эмиль Зин писал: «В послевоенной Польше на Силезию смотрели, как на трофей». Автономии и собственный сейм, естественно, упразднили, а силезский язык объявили вне закона. 

В результате по переписи 2002 г. в Польше силезцами назвали себя только 173 тыс. человек. А по переписи 2011 г., которая позволяла дать один или два ответа о национальности, силезцами себя признали более 817 тыс. человек (418 тысяч указали силезскую как первую национальность, из них 362 тысячи как единственную, 399 тысяч указали силезскую как вторую национальность в основном после польской). 

Демонстрация силезцев за автономию. Фото: www.русскоедвижение.рф 

Возникли Союз населения силезской национальности и Движение «Автономия Силезии». Эти цифры и факты вызвали шок в Варшаве — оказывается, у них есть какие-то нацменьшинства! Тот же публицист Эмиль Зин заметил: «Есть харизматический лидер, есть группа ведомых, есть идея и цель – автономия Силезии… 

Чего опасаются правящие элиты Польши? Того, что силезцы, получив автономию, добьются экономических успехов, отстроив шахты, затопленные после вступления Польши в ЕС, уменьшив безработицу, вместо зрелищ дадут хлеб»

Обезлюженная Лемковщина 

А теперь перейдем к малознакомому для русских народу — лемкам. 

Лемки — ближайшие соседи подкарпатских русинов. Правда, уже скорее бывшие соседи, ибо их количество в пограничных районах Польши и Словакии просто мизерное. Небольшая часть их и сегодня живет на Подкарпатской Руси, органично объединившись с местными русинами или после 60 лет «свободы» приняв украинскую идентичность. 

Однако, например, в США или Канаде именно лемки зачастую составляют основу русинских, а иногда и украинских национальных сообществ. Эта особенность связана с массовым исходом лемков в страну обетованную несколькими эмиграционными волнами. 

А вот трагическая судьба лемков, оставшихся на исторической Родине, вплотную связана с судьбой подкарпатских русинов и может служить примером для школьных учебников об уничтожения целого народа в уже «цивилизованном и свободном» мире». 

В XVIII—XIX вв. территорию, заселенную лемками, немцы и поляки именовали Лемковщиной. Так же ее называло в просторечье и население, а иногда город говорили — Лемковская Русь. 

Лемки. Гравюра XVIII в. 

В годы Первой мировой войны австрийцы и «украинствующие» устроили многочисленные расправы над лемками. Свыше двух тысяч лемков были отправлены в австрийский концлагерь в Штирии Талергоф. 

Но вот война закончилась. На восточной Лемковщине, где закрепились украинофилы, 4 ноября 1918 г. была создана Поветовая Украинская Национальная Рада. Но уже 23 января 1919 г. поляки ликвидировали это территориально-политическое образование. 

В западной и в центральной областях Лемковщины ход событий был несколько иной. Так, 5 декабря 1918 г. в селе Флоринка была провозглашена Русская народная республика лемков во главе с президентом — деятелем русофильской ориентации Ярославом Качмариком (1885—1944 гг.). На народном вече присутствовало 500 делегатов от 130 сел, лемковской эмиграции в Америке и соседней Пряшевщины. 

Руководство республики установило тесные контакты с Карпато-русской народной радой в Пряшеве. Из-за нежелания лемковских деятелей жить в одном государстве с поляками и нереальностью войти в состав России возникла идея присоединения Лемковщины к Чехословакии. Но польское правительство, вначале спокойно отреагировавшие на провозглашение республики, затем забеспокоились о возможной потере Лемковщины. 

6 января 1921 г. были арестованы главные члены правительства республики, и на том Существование Русской народной республики лемков закончилось. 

После развала Польши в сентябре 1939 г. Лемковщина была оккупирована германскими войсками. Свыше 25 тысяч лемков потребовали у германской администрации отправить их в СССР. Однако из-за различных проволочек удалось уехать только пяти тысячам лемков. 

В 1941—1945 гг. лемки почти не поддерживали Украинскую повстанческую армию (УПА). Тем не менее, в 1947 г. в ходе операции «Висла» поляки насильно переселили большую часть лемков в северные и западные части Польши. 

Большинство лемков было переселено в воеводства Вроцлав (10 412 человек), Зелена-Гура (7819), Опольское (1984), Познань (1312) и Кошалин (1016). Первоначально перемещенных в операции “Висла” было разрешено размещать на расстоянии не менее 50 км от сухопутной границы и 30 км от морских границ и столиц воеводств так, чтобы они не образовывали в округах кластеры с более чем 10% от общего количества населения воеводства. В одном из сел обычно размещалось лишь несколько лемковских семей, избегались возможности создания компактных групп населения. 

Депортация 1947 г., в отличие от 1944—1946 гг., практически не повлияла на сокращение количества лемков в Польше, но при этом существенно повлияла на их распределение по всей стране. Она необратимо уничтожила специфический этнический, религиозный и культурный характер народа на всей территории Лемковщины. 

В то же время на самой Лемковщине замена одной этнической группы на другую так и не наступила. Этот регион практически обезлюдел. На территории площадью около 4000 кв. км (Низкие Бескиды и Бещады) опустели более 320 сел, многие из них прекратили свое существование. На земли, покинутые польскими лемками, прибыли поселенцы в основном из близлежащих сел, в некоторые из них — репатрианты из СССР. Заселение Лемковщины проходило очень медленно. Применения для польского населения различных стимулов и льгот так и не привело к быстрому заполнению “пустот” в Бескидах. По данным переписи населения в 1950 г. на Лемковщине проживало около 31,1 тыс. населения, по сравнению с довоенным состоянием этот регион потерял почти 71% своих коренных жителей. 

После политических перемен 1956 г. лемки надеялись, что власти признают переселение 1947 г. и акцию “Висла” как акт бесправия, аннулируют декрет 1949 г., лишавший их права на оставшиеся на родной земле постройки, земли и леса, что им будет выплачено возмещение и придет новое переселение, на этот раз возвращение на родные земли. Но всего этого так и не произошло. Лишь мизерная часть вернулась в свое «лемко село». 

Спору нет, развитию кашубов, мазуров, силезцев, лемков мешали и пруссаки, и австрийцы. Но настоящие преследования их начались с воссозданием Речи Посполитой при Пилсудском. А пик этой трагедии пришелся на 1945—1947 гг., то есть когда власть в Польше коммунисты делили с буржуазными партиями. Коммунисты вместе с националистами и разного толка либералами были едины в одном — в Польше должны жить только поляки. 

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства ФинЭк

 

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи