The National Interest: Почему России нечего боятся в Арктике

За Арктику ведется борьба, просто она не подразумевает вмешательства вооруженных сил, утверждает Андреас Керстен на страницах американского журнала The National Interest. 

Любой, кто мимоходом обращал хоть какое-то внимание на то, как в СМИ освещается вопрос Арктики, знает, какая смута царит по этому поводу среди сильных мира сего. 

Климат меняется, происходит таяние слоя льда, открываются  обширные земли, моря и невероятные природные ресурсы, так необходимые человечеству. Но, государства, претендующие на Арктику, не договорятся, как делить эти богатства, постоянно выдвигая друг другу бесконечные претензии относительно далекого севера. 

Таким образом, доминантой Арктики будет претензия на единый регион, за который ухватятся все сразу, и начнется борьба. Последние заголовки таковы: «Гонка за Арктику», «Новая холодная война» и, да!, даже «Битва за Арктику» - охват арктического дискурса распространился за рамки общественности и политики. 

В этом повествовании Россия и ее мощное присутствие в Арктике драматизирует ситуацию и представляется другим странам как зловещая причина для более пристального внимания и привлечению инвестиций на север. Частое сравнение с США яркий тому пример: у России около 40 ледоколов, у Америки только 2; Россия проводит масштабную модернизацию своего военного потенциала на севере, в то время как США остаются в некотором «застое» и так далее. Если Америка не сдвинется с «мертвой точки» в Арктике, Россия так и будет следовать за своей ордой ледоколов для последующих обогащений и завоеваний, а США будет просто сторонним наблюдателем этого процесса. 

Все это разжигание страха, барабанный бой войны, однако, заблуждение. В 2008 году пять государств, граничащих с арктическим побережьем, у которых есть частично совпадающие территориальные и юридические требования к региону, публично подтвердили свою приверженность урегулированию споров мирным путем, в соответствии с нормами международного права через соглашение, которое называется Илулиссатская декларация (при этом тогдашний министр иностранных дел Дании Пер Стиг Моллер выразил надежду, что «миф о «гонке к Северному полюсу» уничтожен раз и навсегда», время же показало, что нет). 

Это стало еще одним подтверждением того, что Россия фактически сделала первый шаг к этому закону в 2001 году, что крайне важно по двум причинам. Во-первых, это показывает, что процесс мирного урегулирования разногласий между этими странами длится уже 15 лет. Во-вторых, становится очевидной явная приверженность самого непредсказуемого «актера» Арктики к тому, чтобы процесс был мирным, в рамках правового поля. Даже на фоне воинственных набегов России на Украину, сотрудничество в Арктике остается стабильным. 

Есть и другие примеры арктического сотрудничества. Ряд государств периодически проводят совместные геодезические исследования для нанесения на карту своих  континентальных шельфов (те самые ситуации, когда комментаторы громче всего кричат о борьбе за Север). Россия и Норвегия в свое время (2010 год) пришли к соглашению о границе между своими континентальными шельфами в Баренцевом море, где у каждой стороны есть интересы. Кроме того, береговые охраны восьми государств с границами в Арктике (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) подписали соглашение о сотрудничестве в области обмена информацией и проведения совместных операций. И, наконец, вероятно, самое главное – эти же восемь государств образовали Арктический совет в 1996 году, где в формате форума совместно решаются вопросы развития и защиты окружающей среды, а также более широкие задачи «сотрудничества, координации и взаимодействия». В рамках ассоциации эти страны имеют возможность для огромного количества исследований и заключения ряда обязательных соглашений, регулирующих их деятельность в Арктике. 

Несмотря на преобладание сотрудничества, на Севере тем не менее по-прежнему идет борьба за свое место в Арктике, просто она не подразумевает военный сценарий. Судя по тому, как СМИ и политики преподносят арктическую ситуацию в международном ракурсе, борьба давно закончилась. В течение примерно десяти лет популярность дискуссий вокруг Арктики становится театром конфликта. Но эксперты по этому региону все чаще заявляют о плохой осведомленности на этот счет и о том, чтобы дать общественности и должностным лицам больше информации о далеком Севере. 

То, каким образом концептуализируется Арктика, имеет большое значение – в зависимости от этого та или иная страна приближается к ней. Хотя Арктика остается пространством мира и исключительного сотрудничества, взгляды некоторых пессимистов рисуют иную картину, и именно эти взгляды впоследствии могут сыграть роль и в политике Севера, и в международных отношениях. 

Эта опасность подчеркивает очевидность утверждений бывшего премьер-министра Канады Стивена Харпера в отношении новых военных инициатив вокруг региона: «Когда речь идет о защите нашего суверенитета в Арктике, у Канады есть выбор: либо мы его применяем, либо теряем». Совсем недавно представитель США Дункан Хантер также вынес на арену политических рассуждений вопрос «враждебности» Арктики: «Возможно, холодная война и закончилась, но США и Россия в очередной раз находятся в состоянии прямой конкуренции в гонке за получением доступа к Арктике и возможностям этого полярного региона». 

Проблемы, озвученные выше, бросаются в глаза. В своем нынешнем виде представление о том, что другая страна придет и заберет арктические территории Канады (если она там не укрепит свое военное положение), кажется достаточно экстремальным. Вместе с тем, риск опасного снежного кома геополитического соперничества и конфликтов возрастает вместе с разговорами о национализме и мнимых врагах. 

Должно быть ясно, что Арктика была, есть, и, вероятно, будет регионом замечательного сотрудничества, где коренные интересы арктических государств зиждятся на стабильности, верховенстве законов и равенства. Если нет, то концептуальная борьба за Арктику может превратиться в силовую. 

Андреас Керстен.

Чиновник Апелляционного суда ВС США (высшего военного суда в Америке). Ранее работал на Национальное управление океанических и атмосферных исследований Арктики

Перевела Мария Полякова, Агентство ФинЭк

Автор
чиновник Апелляционного суда ВС США (высшего военного суда в Америке)

Андреас Керстен

Похожие статьи