Укрупнение: кто против?

У активно продвигаемой спикером Совфеда Валентиной Матвиенко идеи укрупнения регионов за счёт объединения более слабых с более сильными, как выяснилось, есть серьёзные противники. 

Одним из таких противников оказался первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. На прошедших вчера в Казани первых конституционных чтениях Шаймиев заявил, что выступает против укрупнения регионов: "Без согласия субъектов никто не имеет права менять их границы… Горячих голов много, когда появляется брешь в социально-экономическом развитии, мы начинаем искать лёгкий выход". 

Также Шаймиев отметил, что, по его мнению, не все депутаты Госсовета республики и Госдумы "знают основы нашей конституции и Конституции РФ". Такой вывод он сделал на основании того, что были приняты нормативные акты, напрямую вмешивающиеся в дела субъектов федерации, в частности закон о том, что глава республики в составе РФ не может именоваться президентом. 

Напомнил экс-президент и о том, что на федеральном уровне создаются структуры, по сути дублирующие полномочия регионов. Он зачитал норму Конституции РФ: "Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти" и заявил, что полномочия между регионами и федеральным центром могут распределяться только в соответствии с Конституцией, а не "когда в бюджете средств не хватает". 

Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин предложил участникам чтений подключиться к экспертной работе и оценить уже принятые законы, затрагивающие полномочия регионов, на соответствие Конституции РФ: "В Госдуме часто превышают полномочия в отношении статей 71, 72, 73 Конституции РФ." 

Заявление Шаймиева комментирует политтехнолог из Татарстана Владимир Кутилов: "С политической точки зрения сохранение национального суверенитета — публичный аргумент, но не самый главный для региональных элит… Региональные элиты никогда не хотят никакого укрупнении, на то они и элиты в этом регионе, чтобы не хотеть никаких подвижек и изменений. Инициативы по укрупнению исходят, скорее, от федерального центра или от федеральных элит… Конечно, возможность самостоятельно принимать решения заставляет отстаивать свое право на политическую и экономическую обособленность". 

Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин анализирует идею объединения регионов и рассуждает, почему это невыгодно Татарстану: "В текущих условиях федеральные финансисты, которым всё равно на то, какое у нас административно-территориальное деление, будут поддерживать идею присоединения регионов бедных к регионам богатым, чтобы осуществить выравнивание. Мы помним, что когда укрупнялись субъекты в 2000-е годы, бедные автономные округа присоединяли к тем регионам, в состав которых они входили. Тем самым были решены проблемы этих бедных регионов в том числе. Идея не нова, тем более если мы посмотрим на федеративные страны, то мы увидим, что столько субъектов федераций, как в России, нет нигде… И федеральному центру тяжело работать с таким количеством субъектов. Учитывая, что в России численность населения не самая большая в мире, что могло бы объяснить такое большое количество регионов, то идеи об укрупнении возникали, возникают и будут возникать. Я не думаю, что в ближайшее время мы увидим какую-то череду объединений… Поэтому Татарстан однозначно против этого. Татарстан — республика-донор, лидер экономического развития. Поэтому ему "пассажиры" в виде бедных регионов совершенно не нужны… Также местные бизнес— и политические элиты против идеи объединения. И всё это начать шевелить... Можно получить финансовый эффект, но вместе с ним ещё ряд эффектов со знаком минус"

 

http://davydov-index.livejournal.com/2926760.html

Автор

Давыдов.Индекс

Похожие статьи