Наш ответ санкциям: крупнейшая российская компания поддержала крупнейший российский банк

В октябре 2015 г. «Роснефть» предоставила Россельхозбанку субординированный депозит на 1,15 млрд долларов с погашением в 2021 году по ставке 4,9% годовых. Следует обратить внимание на то, что и «Роснефть», и Россельхозбанк – компании, попавшие под санкции США. Но «Россельхозбанк» пострадал от санкций более существенно: лишившись доступа на международные рынки капитала, он получил по итогам 2015 г. чистый убыток в размере 72,6 млрд рублей. Это почти в 10 раз больше убытков, чем за 2014 год.

Американские санкции заставляют РСХБ обратиться к поискам средств внутри страны, поскольку запрещают предоставлять ему финансирование более чем на 30 дней. Аналитики говорят о том, что «Россельхозбанк» оказался в ситуации, когда он не мог рассчитывать даже на помощь Центробанка: главный банк страны не предоставляет российским банкам, попавшим под санкции, валюту сроком более чем на 30 дней, так как перевод денег осуществляется с его счетов в западных банках-корреспондентах, которые при этом, вероятно, формально нарушали бы режим санкций, запрещающий им участвовать в сделках по предоставлению финансирования компаниям и банкам, находящимся под секторальными санкциями.

Но финансирование одной российской компании через другую, произведенное локально, без использования счетов в американских банках, не нарушает механизма санкций, который подразумевает, что длинное валютное финансирование не должны предоставлять западные компании российским юрлицам под санкциями. Похоже, данная сделка создала прецедент того, как российские банки и компании могут выжить, обходя санкции.

Например, у РСХБ около 45% пассивов – это привлечение с рынков капитала, из которых около половины – от иностранных кредиторов. Банк мужественно борется с санкциями. Недаром его председатель правления Дмитрий Патрушев был признан банкиром года. Банку удалось получить финансирование от государства в рамках программы ОФЗ на 68,8 млрд. руб., у него высокая достаточность капитала – норматив Н1 – 15,5% при установленном минимуме в 8%. Кредит от «Роснефти» - это результат доверительных партнерских отношений банка и компании.

«Роснефть» тоже находится под санкциями. Но санкции не нарушили ее устойчивого положения - на счетах у нее сейчас $23 млрд, еще $1,2 млрд – свободный денежный поток. У компании валютная выручка и нет проблем с обслуживанием долгов. Таким образом после выплат по долгу к 2017 г. у компании останется $10,5 млрд на счетах, а денежный поток составит еще $4 млрд, т. е. всего $14,9 млрд. Кроме того, следует помнить, что деньги предоставляются РСХБ в кредит и под проценты, т.е. в рамках делового сотрудничества и с выгодой для нефтяной компании, которая в данном случае сама действует как банк.

Время покажет, будет ли данное ноу-хау использовано при сотрудничестве других российских банков и компаний: возможно, мы услышим о подобных сделках еще не один раз.

 

Автор
финансовый эксперт Агентства ФинЭк

Елена Широкова

Похожие статьи