Андрей Бунич: Рубль, конечно, переукреплен, но в одночасье он не рухнет

Экономист Степан Демура недавно выступил с рядом заявлений по целому кругу проблем российской экономики и ее ближайшего будущего. 

Начну с темы сложности реализации российского газа в Европе. Возникшая благодаря некоторым экспертам точка зрения об усиливающихся противоречиях между Старым Светом и США все же, на мой взгляд, сомнительна. Европейцы и американцы, судя по всему, будут договариваться между собой по всем позициям, включая санкции и экспорт российского газа. Американский истеблишмент продемонстрировал единение по вопросу законопроекта о продлении и ужесточении санкций, поскольку под него подкладывается мощная экономическая база. И в США есть сильное экономическое лобби, которое и будет вести переговоры с Европой, чтобы частично переориентировать ее энергетический сектор на американский сжиженный газ. Кроме того, и самом ЕС есть план по диверсификации энергоносителей. Конечно, это дело не одного дня, и случится это не завтра, но тем не менее курс заявлен. 

Еще в 2014 году, когда начались события на Украине, я писал о том, что создание напряженности в Восточной Европе – это один из факторов, помогающих спровоцировать переориентацию энергетики ЕС на США и Канаду, создать для Европы новые источники поставок энергоресурсов под предлогом того, что традиционные поставщики нестабильны и не могут гарантировать бесперебойный экспорт из-за геополитической напряженности. То есть смена конфигурации всего энергетического рынка Европы, его интеграция с американским и канадским рынками и, возможно, сближение экономик этих регионов – это одна из причин событий 2014 года. Понятно, что этот процесс, запущенный тогда, - длительный, требующий немалых усилий, в частности, в информационном сопровождении, но сегодня, как мне представляется, он уже дошел до точки невозврата. 

Сейчас нам необходимо внимательно отслеживать все перипетии с нашими газопроводами. Они являются своего рода индикаторами процесса реконфигурации энергетического рынка Европы. Возможно, также, что этот тренд затронет и наши поставки нефти. Тут еще необходимо учитывать и перманентное совершенствование технологий в развитых странах, прежде всего, в США и в Европе, которое дает возможность «перекраивать» энергетический баланс и в конечном счете сокращать спрос на традиционные энергоносители и переориентироваться с российских источников на другие. 

По моему мнению, этот сценарий уже подготовлен к реализации в политическом и в информационном плане. Просто пока еще не созданы экономические условия для его осуществления, но они, судя по всему, активно готовятся. Так что, тезис Демуры о грядущих проблемах с нашими поставками энергоносителей, на мой взгляд, имеет право на существование. 

А вот что касается прогнозов Демуры относительно валюты и рубля, тут можно с ним поспорить. Я, наверное, соглашусь с Демурой в одном. В том, что нынешняя стоимость рубля по отношению к доллару не соответствует фундаментальным показателям российской экономики – рубль у нас переукреплен. Держать национальную валюту на отметках даже ниже 60 рублей за доллар при цене на нефть около 50 долларов за баррель – это сложно, и мне непонятно, для чего это делается Минфином и Центробанком. 

В результате мы имеем в России относительно дешевый доллар. Таким образом интерес к доллару искусственно подогревается и провоцируется долларизация экономики, что может привести впоследствии к немалому числу негативных эффектов. Уже сейчас есть тенденция к переходу на импорт всего и вся, вместе развития экспортного потенциала. Причем, к переходу преимущественно на скрытый импорт, когда его не видно. Это импорт в виде комплектующих, полуфабрикатов, заготовок и так далее. А из них делаются якобы отечественные товары формально российским производителем.

Еще пример. Нынешняя финансовая политика РФ направлена на поддержку завышенных ставок по рублевым депозитам и повышает таким образом привлекательность рублевых активов. А в результате деньги высасываются из реальной экономики в спекулятивные операции.     

Кроме того, я бы обратил внимание на соотношение золотовалютных резервов и денежной массы в стране. Есть формула расчета курса валют. Величина денежной массы, поделенная на объем золотовалютных резервов, примерно, плюс-минус, равняется курсу рубля. Так вот, еще до 2014 года, когда случились кризис валютной системы, события на Украине и началось падение цен на нефть, расчет по этой формуле показывал, что курс нашей валюты должен был быть в районе 65 рублей за доллар. А, скажем, в начале того же 2014 года реальный курс был установлен в размере 33 рубля за доллар. То есть в два раза ниже! Тревожная красная лампочка загорелась уже в то время, но никто почему-то не обращал на это внимание. Сейчас в связи с долларизацией экономики денежная масса еще больше увеличилась. Ведь денежная масса высчитывается не только по наличию общего количества рублей, а сюда добавляются и безналичные средства на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство. Так вот, расчет по формуле, о которой я говорил, показывает, что курс рубля сейчас должен быть где-то на отметке 100 и выше, в то время как реальный курс ныне менее 60. Таким образом, возникает невольное сомнение в правильности нашей валютной политики и опасения за устойчивость рубля. 

Тем не менее не соглашусь с апокалиптическими прогнозами Демуры в отношении чуть ли одномоментного падения курса рубля до 125 рублей за доллар, вкупе с падением цен на нефть до 9-12 долларов за баррель. Считаю, что сейчас золотовалютных резервов в стране достаточно (во всяком случае до президентских выборов), чтобы поддерживать ту финансовую политику, которая проводится Минфином и Центробанком (хотя она, как я уже говорил, на мой взгляд нелогична). 

Конечно, снижение курса рубля по отношению к доллару, наверняка, будет проходить. Даже в нашем бюджете на этот год заложен средний курс 63-64, даже можно сказать 65 рублей. А если учесть, что в первом полугодии этот курс был менее 60, то логично предположить, что в оставшийся период второго полугодия курс возрастет. Тем не менее, оснований утверждать о падении до 120 и более рублей – нет. Думаю, что во всяком случае до выборов финансовые власти страны могут держать курс где-то до 70 рублей. 

Конечно, санкции в финансовой сфере, принятые в США, будут влиять в какой-то степени на наш рубль. Но уж точно не «убьют его», как заявил Демура. Очевидно, эти санкции затрудняют процесс рефинансирования долгов России – государственного, который крайне мал, и корпоративного, довольно большого. Тем не менее, США заинтересованы в постепенной расплате по долгам и вряд ли будут действовать во вред самим себе. Да, наверняка, рефинансирование будет проходить в меньших объемах и на худших условиях, но не прекратится полностью. Для нас это будет означать увеличение нагрузки на золотовалютые резервы и некоторую дополнительную нагрузку на курс рубля. И в перспективе эти проблемы останутся, поскольку при нынешней экономической и финансовой политике они загоняются в подполье, откладываются, но не решаются. Но буквально в одночасье, причем в скором времени, как утверждает Демура, коллапса явно не случится. 

Кроме того, игроки на финансовом рынке и спекулянты не станут торопиться сразу сбросить свои рублевые облигации, которые они до этого накупили, как это видится Демуре. Они будут, наверняка, это делать, но постепенно. Кроме того, объем этих операций не критичен для финансовой системы России. Да, это приведет к уменьшению золотовалютных резервов страны, увеличит нагрузку на рубль, но, повторю, не вызовет обвала рубля или краха финансовой системы страны.         

Что же касается нефти, то просадка на нефтяном рынке случиться, конечно, может. Но следует учитывать, что мировой энергетический рынок и нефтяной, в частности, стал очень адаптивным, он очень быстро перестраивается и быстро отыгрывает все в обе стороны – и падения, и подъемы. И если только начнется падение цены на нефть, тут же начнется перестройка рынка, его балансировка. И мало вероятно, на мой взгляд, что даже какими-то масштабными спекуляциями удастся опустить цену на нефть ниже, скажем, 30 долларов за баррель.

Андрей Бунич, президент Cоюза предпринимателей и арендаторов России, член Зиновьевского клуба - Агентство СЗК

Автор
Андрей Бунич
кандидат экономических наук, глава «Союза предпринимателей и арендаторов России», член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Андрей Бунич

Советский и российский экономист и предприниматель
Похожие статьи