Что будет с донецким металлом?

Власти Донбасса с 1 марта ввели внешнее управление на предприятиях украинской юрисдикции в ответ на транспортную блокаду региона. Так, например, в ДНР новые правила коснулись работы почти 40 организаций. 

Представители Донбасса объясняют, что решение о введении внешнего управления на украинских предприятиях — вынужденное. Первоочередная задача — возобновить их работу и сохранить рабочие места. На это, по мнению главы ДНР Александра Захарченко, понадобится около двух месяцев. «За короткий срок придется перестроить промышленность, поменять рынки сбыта. Основная задача — обеспечить бесперебойную работу предприятий, зарплату и работу трудящимся этих предприятий», - заявил Захарченко. 

Представители ДНР подчеркивают, что не сомневаются в возможности переориентировать предприятия с украинского рынка на внутренний рынок РФ и других стран. 

В этой связи возникают несколько очень непростых вопросов. Во-первых, лицензирование продукции национализированных предприятий. Как известно, каждый металлургический завод имеет международные сертификаты качества, подтверждающие, что это предприятие действительно выпускает прокат, соответствующий определенным требованиям качества. Их выдают такие классификационные общества, как, например, французская Bureau Veritas, японская Nippon Kaiji Kyokai, корейская Korean Register of Shipping или международным Lloyd's Register. В связи со сменой владельца перед национализированными предприятиями ДНР встанет серьезная проблема. Ныне действующие сертификаты будут аннулированы, и кто предоставит этим заводам непризнанных международным сообществом государственных объединений новые? Конечно, не исключен вариант, когда продукцию донецких метпредприятий можно экспортировать под маркой российских производителей. Но найдутся ли среди отечественных металлопроизводителей такие желающие?

Во-вторых, весьма проблематичными выглядят планы руководства ДНР экспортировать продукцию своих метпредприятий на рынок России. Стоит вспомнить, что в свое время, когда Украина еще не сделала резкий и решительный крен в сторону Запада, наши производители весьма активно ратовали за протекционистские меры в отношении металла и особенно проката и труб украинских заводов. А сегодня Россия занимает пятую строчку в рейтинге мировых производителей стали и фактически полностью обеспечивает своим металлом наш внутренний рынок. И на внешних рынках нашим производителям конкуренты в виде донецких заводов тоже не нужны.

В связи с ситуацией в ДНР представители украинского экспертного сообщества торжествующе вопрошают в теледебатах: «Что Россия будет делать с металлом из Донецка? Готовы ли вы выплачивать зарплаты своим бюджетникам прокатом донецких метзаводов!» Словом, Россия, ты попала! Попала - не попала, но ситуация, судя по всему, для Москвы непростая, и требуется время, чтобы найти какое-то адекватное решение. Не зря, видимо, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в заявлении для прессы отметил, что он не располагает информацией о возможном открытии российского рынка для указанных предприятий.

Что же все-таки стоит за решением властей ДНР о национализации метпредприятий? Корреспондент Агентства ФинЭк попросил прокомментировать ситуацию известного российского политолога Павла Святенкова. 

- С моей точки зрения, в ДНР о долгосрочных экономических последствиях своих решений не размышляют, а пытаются оказать давление на украинских олигархов, чтобы те в свою очередь повлияли на украинские власти, - считает Святенков. -  Это своего рода демонстрация недовольства тем, что Минский процесс, Минские соглашения уже вполне открыто и нагло не выполняются украинской стороной, и там никого прогресса нет и, видимо, не будет. Так что, по моему мнению, власти ДНР не просчитывали долгосрочные экономические последствия, это – своеобразный экспромт. 

Расчет был на то, что владельцы предприятий, расположенных в Донецке, прибегут к украинским властям и потребуют от них, грубо говоря, соблюдения неформальных договоренностей в отношении ДНР. Если же эти договоренности вновь будут соблюдаться, то есть так называемая блокада Донецка будет прекращена, то тогда и предприятия вернутся к прежним хозяевам. 

А в нынешней ситуации, раз уж Украина блокирует Донецк и Луганск, то она соответственно не хочет принимать и те товары, которые поступали к ней из этих регионов. А раз так, то в не зависимости от того, кто владеет предприятиями, продукция, выпущенная в ДНР и ЛНР, скорее всего, так и останется в местах производства. И России так или иначе придется с этим что-то делать, - считает Павел Святенков. 

Вадим Лапунов, Агентство ФинЭк

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи