Экономический прогноз Сбербанка: Старые рецепты на новый лад

Забота самого народного банка о гражданах расширяет границы. Банк не только выдал больше всех кредитов населению, не только привлек больше всех средств физических лиц, но и начал снабжать прогнозами относительно ближайшего экономического будущего. В опубликованном годовом отчете за 2016 год Сбербанк поведал городу и миру, что экономика хоть и выйдет в среднесрочной перспективе на темпы роста в 1,5-2,0 процента, но риски ухудшения ситуации сохраняются. По мнению специалистов флагмана банковской системы, угрозы таятся в неблагоприятной динамике цен на нефть и газ, и в новых санкциях против России.

Как говорится, спасибо за предупреждение. Тем более, что риски ухудшения ситуации есть всегда и во всех даже самых благополучных странах. Но насколько они реальны «здесь и сейчас»? То есть в нашей стране, в наши дни?

«Санкции», как универсальное пугало, похоже, ушли в прошлое. Даже, если их модернизировать. Это признано даже западной стороной. На днях Представитель Совета ООН по правам человека Идриса Джазари, выступая с высокой трибуны, заявила, что «произошла адаптация (российской экономики - М.Б.) к сложившимся условиям. Если санкции будут сохранены, для России драматических последствий не последует». И добавила, что негативные последствия были скорее для мировой торговли, чем для объекта санкций. По сообщениям прессы, аудитория была в легком шоке от неожиданного вывода.

К тому же в немалой степени благодаря санкциям удалось сдвинуть с мертвой точки ряд отраслей и секторов нашей экономики. Сбербанк и сам это признает: «сокращение розничной торговли и строительства было компенсировано ростом промышленности, транспортного сектора и сельского хозяйства». Позволю заметить, что сила экономики определяется не торговлей, а промышленностью и аграрным производством. И тот факт, что эти два сектора сумели не только «адаптироваться», но и «компенсировать» вплотную подводит к выводу о том, что угроза экономических рисков не столь очевидна.

Неблагоприятные прогнозы по ценам на нефть тоже из разряда гадательных. Ведь в рыночной цене этого энергоносителя очень много от политики и расстановки сил. Одновременно снизилась зависимость от продаж нефти и газа. Об этом, в частности, свидетельствует курс национальной валюты, который является индикатором состояния хозяйства. Валюта крепнет и уже не столь безусловно зависит от колебаний цен на нефть, хотя большинство аналитиков (видимо, по инерции) продолжают строить свои предсказания на нефтяной базе.

Может быть в своей безграничной заботе о населении Сбербанк решил сгустить краски и подтолкнуть к «шоковой терапии», к которой призывают либералы в лице центра развития Высшей школы экономики и которая должна вывести на торную дорогу прогресса? Но мы уже это проходили. И вряд ли есть желающие еще раз воспользоваться рецептом.

Экономике (и населению) никакие шоки не нужны. Нужна последовательная работа по созданию инвестиционного климата, мероприятия по поддержке бизнеса большого и маленького, государственные программы развития, которые дают импульсы хозяйству.

В одном Сбербанк все-таки прав. Риски есть. Но не там, где их видят аналитики банка. Риски просматриваются в сдержанных мерах по стимулированию экономики. А самый главный риск – материализация призрака «шоковой терапии».

Михаил Беляев, главный экономист ИФРУ, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи