Экономика современной России

Экономика современной России складывается из нескольких больших экономических блоков: государственный сектор; рыночный сектор, поддающийся учёту; рыночный сектор, не поддающийся учёту; криминальный сектор экономики.

Осмыслить значение того или иного сектора экономики возможно при наличии добротной, достоверной статистики. Специалисты, занимающиеся изучением статистических данных и анализом на их базе состояния экономики, знают, что к публикуемым статистическим данным следует относиться весьма осторожно. С другой стороны, много вариантность в понимании опубликованных статистических данных позволяет трактовать события так, как этого требует заказчик, например, органы власти, или партия в период избирательной кампании. Зачастую голые цифры статистики не позволяют сделать вывод о том, хорошая эта цифра или не очень. Поэтому, требуются дополнительные познания для сравнительных оценок динамики развития.

К настоящему времени общие оценки экономики настолько разноречивы, что более разумно исследовать экономику по отраслевому признаку. В этом случае можно достовернее проследить динамику развития и оценить перспективы развития. Это важно делать потому что, в последнее время и Правительство России, и руководство на местах делают безответственные заявления о программных направлениях развития, не подкреплённых ни расчётами, ни возможностями страны.

Базовые ограничители экономики

В современных условиях в России сложились базовые ограничители роста экономики. Одним из таких базовых ограничителей является энергетика. Основная энергетика создавалась 50-60 лет назад и была призвана обеспечить тот рост экономических показателей, которые удовлетворяли бы стратегическим планам тех лет. За 20 лет реформ (перестройки) в России не создано значимых энергетических объектов, что привело к возникновению дефицита энергетических мощностей. В данном материале нет особого смысла для дискуссии на тему рентабельности энергетического производства в советское время. Можно лишь упомянуть о том, что в советское время энергетика датировалась государством, а при рыночных отношениях при отсутствии государственных дотаций энергетики не сумели удержаться от соблазна быстрого обогащения за счёт обнищания всей страны, когда резко возросшие тарифы на энергопотребление стало причиной банкротства многих предприятий. Если бы руководство современной энергетикой затрачивало бы большую часть средств на текущее содержание технологических ресурсов либо на их обновление, понять логику повышения тарифов было бы можно. Однако затраты на содержание энергоресурсов ничтожны, что неизбежно приведёт страну к энергетической катастрофе. Следует напомнить, что современная энергетика создавалась целым поколением граждан СССР, поэтому, и на восстановление энергетики потребуется жизнь нового поколения.

Госплан СССР имел долгосрочные планы развития большой энергетики и уже что-то успели сделать. В европейской части начали строить пиковые мощности на базе маневренных газотурбинных установок. Энергетику Европейской России перевели на газ, чтобы не везти низкосортный уголь из Сибири, становившийся при перевозке дороже золота. В самой Сибири начали строить базовые тепловые мощности на основе ее собственного угля, а также отходов нефтепереработки и газа. Одновременно стали строить ЛЭП для переброски избытков базовых мощностей из Европы в Сибирь. Первую очередь успели построить на Урале. Для гибкого маневра сибирскими пиковыми мощностями тоже продолжили строить сверх мощные ЛЭП. Но ещё важнее, что в Европейской части России начали активно развивать атомную энергетику. Политика режима Ельцина имела для энергетики страны прямо противоположные последствия. Мощная ЛЭП по маневру энергией осталась в Казахстане, и пользоваться ею стало невозможно. Перебрасывать энергию базовых мощностей на Запад, на Украину и Белоруссию стало экономически бессмысленным. Благодаря самостийным украинским соседям её теперь не перебросить и в бывшие страны СЭВ в Восточную Европу. Строительство тепловых станций в Сибири, а атомных в европейской части прекратили в угоду зарубежных хозяев членов Правительства. В результате эффективность единой энергосистемы резко упала, а затраты на производство одного киловатта резко возросли.

Строительство атомных электростанций, являющихся наиболее рентабельным предприятием для производства электроэнергии и тепловой энергии, затягивается по разным причинам. Без модернизации энергетики нет смысла рассуждать о необходимости создания в России крупной производственной индустрии.

Следующим базовым ограничителем роста экономики следовало бы назвать кадровое обеспечение и кадровую подготовку. В России произошла структурная перестройка при подготовке кадров с высшим образованием. Был сделан акцент на подготовку менеджеров, экономистов, финансистов и снижено внимание к подготовке инженеров высокой квалификации. Почти ликвидирована сеть образовательных учреждений для подготовки рабочих высокой квалификации, что уже остро сказывается на существующих производствах. Общая деградация общества снижает потенциал у молодёжи, а базовые ценности, ориентированные на западный образ жизни, снижают до минимума привлекательность рабочих профессий.

Длительное время в России не формируется промышленная и технологическая политика, что также является базовыми ограничителями роста экономики.

Не менее значимым базовым ограничителем является отсутствие заинтересованности со стороны науки работать во благо производства. Разговоры об инновациях остаются не более чем модным развлечением и дежурной беседой для политиков.

Следующим базовым ограничителем для роста экономики является несовершенная финансовая система и связанная с ней кредитная система, не способная обеспечить растущий потенциал малого и среднего бизнеса финансовыми ресурсами.

Значимым базовым ограничителем является коррупция, ограничивающая привлечение инвестиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В совокупности вышеназванные, а также другие имеющиеся ограничители, не позволяют сделать прогнозы о скором экономическом процветании России и её народов.

Критерии видимого экономического благополучия

В России оценку национальной экономике традиционно дают через расчёты валового внутреннего продукта (ВВП). Экономика ВВП складывается из трёх основных факторов – потребления, инвестиций и чистого экспорта. Исследование любого из этих факторов можно развернуть в сторону того, кто именно заказывает исследование. Другими словами, в любом случае для независимого исследования требуется более глубокое познание каждого фактора. Например, эксперты сделали вывод, что за год в России наблюдается существенный рост потребления. Рост может быть обусловлен и ростом цен, и увеличением ассортимента, и улучшением качества, и повышением личных доходов граждан, или, наоборот, снижением цен и повышением дефицитного спроса. Рост потребления в текущем году может привести к снижению роста потребления в следующем году, например, за счёт потери по ряду причин накоплений. При анализе роста потребления важно оценить, в каких именно отраслях произошло замедление потребления или его рост. Если анализ показывает, что рост потребления заметно вырос в пищевой отрасли, это вовсе не означает, что граждане России стали лучше питаться. А рост потребления в жилищной отрасли не означает, что количество россиян, въехавших в новые квартиры, увеличилось. При анализе докладов и прогнозов социально – экономического развития регионов или органов местного самоуправления прослеживается желание руководителей доложить обществу о росте потребления без продуктивного анализа. Таким способом руководители регионов подчёркивают, что их администрации хорошо поработали. Рост инвестиций сам по себе ещё ни о чём не говорит. История экономики знает немало примеров, когда инвестиции легко «закапывали» в проекты, которые себя никогда не оправдывали.

Показатели роста экспорта в чистом виде тоже не раскрывают всей динамики экспорта. Если растут цены на экспортные товары, но не растут объёмы экспорта, не расширяются рынки сбыта – радоваться преждевременно. Исследователи отмечают парадоксальные факты, когда при наличии инфляции, и её росте потребление увеличивается. Граждане не копят свободные деньги, чтобы их не «съела» инфляция, а стараются деньги превратить в товар. Спрос на товары порождает рост цен и новый виток инфляции. Увеличение доходов населения приближает рост потребления дорогих и качественных товаров. Если на рынке нет качественных российских товаров, то увеличивается спрос на импорт. То есть, инвестиции «уходят» из России. Чтобы держаться на плаву, российские производители должны ежегодно вкладывать в расширение производства, в обновление технологий, в инновации не менее 12-15%. Это экспертные оценки необходимых инвестиций. Не многие предприятия России могут себе позволить подобные объёмы инвестиций по разным причинам, главная из которых – несовершенная финансово-кредитная система, сложившаяся в России, когда денег на самом деле много, но взять их в кредит трудно. Это мощнейший фактор торможения роста экономики, который сам по себе без участия государства не будет преодолён. Что касается инвестиций в целом, то для России характерна неопределённость, когда значительная часть экспортной выручки от реализации нефти и газа поступает на фондовые рынки, а не в реальные сектора экономики. Причин такой неопределённости несколько и главные из них, как считает большинство экспертов, несовершенное законодательство в налогообложении и защите инвестиций.

Россия – крупнейшая по территории страна, площадь которой равняется 17 миллионам 75 тысячам квадратных километров. По численности населения, составляющей около 143, 7 миллионов человек, она занимает седьмое место в мире. Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов, в числе которых 21 республика, 6 краев, 49 областей, одна автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения. На таком огромном пространстве не может быть однородной экономики. Однако правила игры должны соблюдаться на всём экономическом пространстве. Развитие экономики регулируется федеральными, региональными и местными законами и нормативными актами. Процесс экономического роста или торможения во многом зависит от того, насколько местные законы или нормативные акты соответствуют региональным, а региональные - федеральным.

Региональные и местные территории могут отличаться друг от друга настолько, что во многих случаях не даёт права сравнивать экономики разных территорий. Характерные особенности территорий, их рейтинговые показатели способствуют или, наоборот, тормозят экономические процессы развития и серьёзно влияют на социальный климат территории. Например, насыщенность окрестностей города Ханты-Мансийска углеводородным сырьём и предприятиями по их добыче и транспортировке позволяют органам власти формировать доходную часть бюджета в десять раз превышающий доходы местных бюджетов большинства городов России. 

В период перестройки и реформ (1985 – 2005 г.г.) структура экономики Россия ужалась, как шагреневая кожа. Валовой внутренний продукт (ВВП) в совокупности снизился на 63% к уровню 1991 года. В структуре ВВП по основным сферам экономики в текущих ценах доля услуг увеличилась до 51% против 45% в 1991 году. Объём промышленного производства сократился на 50%, причём это падение затронуло все ключевые отрасли народного хозяйства. Наиболее сильно процесс падения производства затронул лёгкую, химическую и нефтехимическую промышленности, производство строительных материалов. Значительно дальше падение производства зашло в машиностроении. Удельный вес в производстве ВВП реальной сферы экономики, уменьшился и составил 40,6% против 46,5% в 1991 г. Выбытие многих секторов экономики из народно – хозяйственного оборота привело к тому, что изменилась база российской экономики, которая является истоком происхождения других экономик. В ходе реформ резко сократили свои мощности либо перестали существовать вовсе такие базовые структуры экономики, которые позволяли развиваться многим и многим отраслям экономики. Это была, по сути, цепная реакция. Сокращение производства в одной отрасли неизбежно приводило к сокращению производства сразу нескольких отраслей, но и могло привести к росту ранее не развитого производства. Например, сокращение лесозаготовок привело к снижению экспорта круглой древесины и к росту организации деревообрабатывающих производств. Последнее обстоятельство вызвало необходимость увеличения производства деревообрабатывающего оборудования и сопутствующих изделий для производства изделий из древесины.

Взаимосвязи в экономике требуют отдельного глубокого исследования, так как их понимание на данном этапе поможет осмыслить глубину падения экономики в целом и понять направления развития в будущем. Тем не менее, резкий спад производства в одной отдельно взятой отрасли обязательно повлиял в ту или иную сторону на производство нескольких отраслей. Так, прекратилось производство по обработке шкур крупного рогатого скота из-за снижения поголовья крупного рогатого скота. Это, в свою очередь, привело к остановке предприятий по производству изделий из кожи. Машиностроители прекратили производство оборудования для кожевенного производства. Снижение площади пахотных земель привело к остановке проектирования и производства более современных тракторов, что привело к остановке производства комплектующих изделий. Быстрого замещения остановившихся производств на другие, вновь вводимые, в России не произошло. Работоспособное население было вынуждено менять квалификацию и заняться другой работой. Такой «другой» работой в России стало оказание различных, в том числе, специфичных услуг населению. Однако количество граждан, способных потреблять предлагаемые услуги, то есть, способных их оплачивать, составляет от 10 до 30% населения России в зависимости от значимости и стоимости услуг. В основном можно наблюдать замкнутый цикл потребления, когда производители услуг потребляют услуги друг у друга. Это застойное явление, бороться с которым без помощи государства занятие бесперспективное.

 

http://cont.ws/post/189514

Автор

Борис Маркелов

Похожие статьи