Фонд национального благосостояния: кубышка или источник инвестиций?

Кубышку Фонда национального благосостояния могут распечатать. Большинство средств массовой информации дало сообщение под тревожным заголовком. Мол, наступают плохие времена, и расстаемся с последним. Времена, действительно не самые лучшие. Но и не катастрофические. И вот, чтобы они таковыми не стали, средства фонда надо бы действительно пустить в дело.

Обычно в курсах по финансовой грамотности советуют бюджет государственный или муниципальный принято сравнивать с семейным. Для того, чтобы проиллюстрировать, почему нет возможности построить мост через местную речушку или здание школы починить. Очень убедительно получается - если средств по статье «доходы» не набрали, то и «расходы» приходится подравнивать под наличествующие суммы. А резервы нужны для непредвиденных случаев. Скажем, покрышки пробиты, забор упал или первое сентября внезапно наступило, и ребенка надо в школу собрать.

Очень похоже. С одной только разницей, причем принципиальной. Семейный бюджет, как правило, «зажат» в рамках доходов. А с государственным (муниципальным) дела обстоят иначе. Есть возможности доходы увеличить. И вовсе не путем заворачивания налогового пресса или приватизации госимущества. Оба метода имеют свои естественные пределы и ограничения. Безграничен другой источник поступлений – расширение производства, то есть развитие экономики. А вот оно зависит от инвестиций, то есть вложений в производственные мощности. Именно они создают приток средств в финансовые планы страны, региона, города, на которые строятся мосты, дороги, выплачиваются социальные вспомоществования. Иными словами, помогают «держаться».

Вот, собственно, и ответ на вопрос стоит ли печалиться по поводу того, что деньги из Фонда могут направить на подъем экономики? Он уже достиг 5 триллионов рублей (на 01.10.2018 года). Без малого треть бюджета. А если учесть, что год начался с суммы 3,8 триллионов, то несложно подсчитать, что экономика недополучила более триллиона рублей вложений. И это в то время (а точнее, последние полтора десятка лет), когда проблема развития приобретает первостепенную значимость.

По правилам, на которые ссылаются сторонники наращивания накоплений, Фонд можно пустить в дело в двух случаях: или при экстренных обстоятельствах или при его достижении 7 процентов валового внутреннего продукта. То есть предстоит набрать еще пару триллионов, прежде чем решиться сорвать пломбу. Напомним, что формируется фонд из доходов от нефти. Все, что продано дороже 40 долларов за баррель, направляется не в нашу экономику и создание рабочих мест, а в Фонд. Кроме «правил» ревностные хранители Фонда ссылаются на ожидание «плохих времен». Вот наступят они, и как пережить невзгоды без запасов?

Но, во-первых, плохие времена наступают для тех, кто их ждет. Если развивать свое производство (естественно, заботясь о его эффективности и конкурентоспособности), то и плохие времена отодвигаются за горизонт. А во-вторых, правила, писанные людьми, отнюдь не священное писание. Их можно и переписать, если очень надо.

Михаил Беляев, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи