Национализация, а не приватизация

Чем ниже цены на нефть и выше курс доллара, тем чаще звучат «высокие» заявления о необходимости продажи ключевых госактивов. $27 долларов за баррель — это лучший момент для продажи «Роснефти» - такова логика певцов новой волны приватизации. 

Но, к сожалению, зачастую остается без ответа вопрос: «А деньги откуда?». 

Кто может купить государственные пакеты акций крупнейших - «системообразующих» компаний России? 

Иностранные инвесторы? В условиях санкций иностранцы, либо в принципе откажутся от покупки, либо будут покупать с двойным дисконтом: экономические факторы + юридические риски. То есть если этот вариант реализуется, то мы совсем дешево продадим доли в ключевых госкомпаний нашим иностранным «партнерам», ну, тем самым, которые ведут против нас холодную войну на уничтожение. Или мы все хотим продать только китайцам? Но тогда это еще один — третий (монопольный покупатель) фактор снижения и без того низкой цены.

Внутренние инвесторы? Предложения наполнить дефицитный бюджет за счет продажи долей государства в Роснефти, Сбербанке, Аэрофлоте... говорят о том, что денежный поток, генерируемый этими компаниями (а его ведь можно поворачивать в интересах госсобственника) — недостаточен для наполнения бюджета. То есть денег Роснефти, Сбербанка и прочих крупнейших компаний России — недостаточно. А у кого в России их тогда достаточно? У частных холдингов, на которых висят долларовые долги и которые лишены доступа ресурсам иностранных кредиторов? Эти частные холдинг где деньги на покупку доли в Роснефти должны взять? В кубышке? Если у них и есть подходящие кубышки, то они не сумасшедшие такие личные деньги тратить на в общем-то рискованный проект. А если не у кубышке, то где? Они в Сбербанке возьмут кредит на покупку доли в Сбербанке? Этакий камбэк в залоговые аукционы? 

Граждане? После результатов «народных ipo» ВТБ и Роснефти (полученные, между прочим, в «мирное время» и при высоких ценах на нефть) говорить об этом не только несерьезно, но и нечестно. 

«Хорошего покупателя» не существует. Но ведь не существует и «хороших условий» для продажи. Спад в экономике ведет к банкротству ряда стратегических (либо в силу размера, либо в силу производства особо важной продукции) и жизненно важных (градообразующие) предприятий. Допустить массовый развал таких предприятий государство не может. Следовательно, оно должно их либо льготно кредитовать, либо сразу национализировать (в особо тяжелых условиях). То есть так или иначе вкачивать в них деньги, причем вкачивать не разово, а на регулярной основе — потребуются новые кредиты, либо госзаказ и т. п., а национализированные предприятия, для их жизнеспособности, придется модернизировать и т. д. Приватизация может принести доход, достаточный для первого — разового расхода на национализацию. Но потом-то волна национализации будет нарастать и, если опираться на приватизацию, продавать рентабельных госактивов придется все больше и больше (чем больше продал — тем меньше текущий денежный поток и тем больше нужно продать завтра, чтобы выручить нужную сумму). Потому опора на приватизацию возможна только в условиях краткосрочного кризиса, из которого экономика быстро выйдет в рост. А мы разве находимся в таких условиях? У нас в рублевом (!) выражении экономика падает и никакой серьезной надежды на примирение с Западом нет. Потому вал национализации весьма вероятен и отвечать на него приватизаций — абсурдно (если не разваливать страну, национализация, все равно, победит). Опереться в рамках тяжелой обстановки в длинную можно только на генерирующие экспортный денежный поток активы — чем больше их у государства, тем устойчивее ситуация в стране. 

Сегодня национализация стратегически важной части экономики может звучать, как романтические мечтания людей, не объясняющих, с опорой на кого они собираются проводить национализацию и организовывать следующую с ней единым пакетом новую жизнь страны. Но это не означает, что нужно усугублять положение дел сегодня путем приватизации — это крайне странный шаг, имеющий серьезные дестабилизационные последствия в ближайшем будущем.

  

http://cont.ws/post/185624

Похожие статьи