План. И точка!

Нет-нет да и мелькнет в СМИ или социальной сети пронизанное тоской воспоминание о прекрасной жизни при плановой экономике, когда «все было». Почти обязательно воспламеняется дискуссия, моментально переходящая во взаимные оскорбления. Стороны, с позволения сказать, полемики совершенно непримиримы. Дело даже не в том, что отсутствует культура и способность воспринимать аргументы оппонента. Для каждого представление о том, что «все было» свое. Кто-то жил в городе, кто-то в провинции, кто-то вспоминает курочек и огород, кто-то чеки «Посылторга» и «Березку», кто-то со вздохом вспоминает гонорары в средствах массовой информации, а кому-то приходилось жить на зарплату библиотекаря или провизора… А еще есть идеализация прошлого по всем известной причине.

Наверное, правы и те и другие. Восприятие субъективное, поэтому спор совершенно бесполезен. Тем не менее, есть и объективная причина различного восприятия «золотого периода» или «застоя». Кому как нравится. «Позитивисты» обычно вспоминают 60-70-80 годы. В то время еще не был исчерпан потенциал плановой экономики. Плюс нефтяные деньги поддерживали экономику и зарплаты, позволяя предприятиям работать не всегда эффективно и выпускать «неликвидную» продукцию. Неликвидная – это та, которую никто не хотел покупать, хотя на ее производство шли ресурсы, а за ее изготовление платили зарплату и даже премии. Естественно, почти всех это устраивало. А очереди и периодически появляющиеся дефициты воспринимались как норма, не вызывающая раздражения. Да и линейка спроса была, прямо скажем, весьма короткая.

Совсем другая картина в поздние 80- и 90-е. Плановая модель, которая хорошо работает в годы великих строек и восстановительных периодов, массового выпуска типовой продукции откровенно буксует в условиях быстро меняющегося индивидуализированного спроса, появления новых моделей, требующих оперативной реакции производства. Такие перемены обусловлены не «происками» и действиями «подрывных элементов», тормозящих движение эшелонов с продукцией в магазины для удовлетворения спроса населения и промпредприятий. Причина в выросших доходах населения (у многих значительно), научно-технической революции , в результате которой на рынок регулярно выбрасывались новые товары, повышающие комфорт жизненного пространства, приподнявшийся «железный занавес» с тлетворным потребительским сквозняком.

Вот в этих условиях социалистическое плановое хозяйство буквально вязло. Причем никакие комитеты по внедрению, пленумы по вопросам улучшения и повышения и фельетоны в партийной печати не помогали.

Для того, чтобы понять почему, нужно спуститься с декларативных теоретических вершин и представить, как работало предприятие в плановой экономике. Напомним, что предприятию в плановой экономике предписывалось буквально все. Какую продукцию и в каком количестве выпускать, кто должен поставлять для ее изготовления энергию, компоненты, станки, даже сколько рабочих можно нанять. А главное, куда потом все это отгрузить.

Но самое главное, выполнить план. И многих это устраивало. Не будем рассматривать случай, когда нерадивый поставщик недопоставил требуемое. «Летит» и ваш план, а заодно и планы тех, кого снабжает ваше предприятие . Но , в конце концов, можно утрясти ситуацию в министерстве. Придется писать бумаги, сидеть в приемной, доказывать в кабинете с красной ковровой дорожкой… Но в конечном итоге, решить миром. Причем не обязательно добиться необходимых поставок. Значительно приятнее и спокойнее получить разрешение на «корректировку» плана. Естественно, в сторону снижения. Получив таим образом право на премии.

Но это еще не самый большой недостаток плановой экономики. Допустим, предприятие возглавляет передовой директор. Его не устраивает слепое  выполнение плана. Он выпускник престижного ВУЗа, член партии, может быть даже побывал в загранкомандировке, и под давлением этих обстоятельств решил усовершенствовать модель, которая годами пылится на полках торговых предприятий. (Между прочим, его инициатива не обязательно найдет понимание у коллектива - ведь им надо осваивать новые приемы работы, да и план то есть премии под угрозой).

Конструкторское бюро (естественно, с молодыми сотрудниками) с горячностью взялось за дело и в сжатые сроки подготовило необходимую документацию. Теперь это все надо утвердить в вышестоящей организации. И даже, если там нашлись понимающие люди, то на все это уходит время. Но это еще не все. Надо чтобы продукция была включена в план. То есть план должен предусмотреть, чтобы вместо зеленого пластика поставлялся красный, вместо круглых деталек приходили квадратненькие, а винтов и гаек вообще требуется в полтора раза больше, да еще причудливой конфигурации.

И самое главное, что это все нужно исключительно предприятию, проявившему инициативу. А вовсе не тому, которое вместо кругленького должно выпускать квадратненькое, а вместо зеленого красное… И, понято, что оно будет отстаивать свое право на выпуск продукции в неизменном виде в тех же кабинетах, на тех же уровнях и с такой же горячностью. Причем нередко ссылаясь на его величество план.

Конечно, и это можно утрясти. С помощью парткомов и обкомов урезонить лентяев, тормозящих прогресс, и «выбить» из них нужную продукцию. Но… время не ждет. И совершенно не исключено, что к тому моменту, когда все разрешения получены, уже нужно не красненькое или зелененькое, а синенькое, и не квадратненькое или кругленькое, а пирамидальное… Если вообще это изделие нужно. Но предприятие будет его выпускать, заполняя полки магазинов.

Потому, что утверждено планом! И точка!

Михаил Беляев, кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи