Россияне «разлюбили» кредиты

В течение следующих 12 месяцев 88% россиян не планируют брать кредиты. 84% - начали сокращать свои расходы, а 52% стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты.

Таковы результаты опроса, проведенного международной консалтинговой компании PwC «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?».

Так что же они предпринимают?

Что касается простых граждан, то их потребительское поведение изменилось. «Жизнь в кредит» перестала казаться привлекательной. Смирившись с затяжным характером кризиса, россияне не строят долгосрочные планы на будущее, рассчитывая на его завершение в ближайшее время. Ожидания участников опроса по поводу восстановления после кризиса в основном негативные. Они считают, что кризис завершится не ранее 2019 года.

Соответственно, потребители «включают» режим экономии, более тщательно относятся к своему бюджету, ищут любые способы сокращения расходов, вплоть до поиска более дешевых продуктов и товаров.

Ожидания предпринимателей также далеки от оптимизма. Об это говорит часть исследования, посвященная влиянию экономической ситуации на бизнес. Только 45% опрошенных бизнесменов считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68%.

Большинство представителей бизнеса (55%) считают нынешний кризис более серьезным и по продолжительности и по воздействию на экономику страны, чем спад, который мы наблюдали в 2009 году. Особенно их беспокоит продолжающееся падение общего рыночного спроса, сокращение выручки компаний, рост текущих издержек.

Исследование показало, что выход из сложившейся ситуации предприниматели видят в структурных комплексных изменениях действующих бизнес-моделей или даже в полной реструктуризации своего бизнеса.

 

Агентство ФинЭк

Автор

Агентство ФинЭк

Похожие статьи