«Россельхозбанк» лишили финансовой независимости в пользу ФСБ

Деятельность свердловского филиала «Россельхозбанка» (РСХБ) снова привлекла внимание ФСБ. Причина уже традиционная – возможная коррупция в государственной финорганизации. По данным участников банковского сектора, «указать на вероятную коррупцию в госбанке спецслужбам мог бывший глава регионального подразделения». Предполагаемое подключение силовиков, по словам инсайдеров, уже привело к «смуте и новым крупным корпоративным конфликтам в финансовой структуре». Так, назначенная на прошлой неделе директором филиала Наталья Алемасова была якобы «вызвана к московскому руководству и лишена права финансовой подписи». По мнению бывших клерков госбанка, новое обострение в свердловском филиале – «лишь малая иллюстрация гигантских перекосов в работе РСХБ», связанных как с вероятными «астрономическими аппетитами Москвы, так и главенством над финпроцессами службы безопасности кредитного учреждения».

Свердловский филиал «Россельхозбанка», сменивший за последнее время трех руководителей, снова оказался в эпицентре скандала, связанного, по словам участников сектора, «с глубоким управленческим кризисом и вероятной, по их мнению, коррупцией в госбанке». Как сообщают источники издания, близкие к кредитной организации, назначенная на прошлой неделе директором филиала Наталья Алемасова (выходец из ВТБ), уже, вероятно, «ограничена в непосредственном управлении подразделением». По данным инсайдеров, Алемасова была вызвана в головной офис «Россельхозбанка» в Москве, где якобы «лишилась права финансовой подписи». Оперативная деятельность, по словам финансистов, вероятно, «была возложена на Антонину Черноскутову», уже исполнявшую обязанности главы филиала после «скандальной отставки Александра Парамонова».

Такая цепочка событий, «пока закончившаяся потерей финансовой самостоятельности руководителя филиала», по словам близких к спецслужбам собеседников издания, «вероятно, произошла из-за поступившего в ФСБ сообщения от экс-главы свердловского «Россельхозбанка» Алексея Павина». Есть данные, что по этой информации в управление уже вызывали начальника службы безопасности филиала банка Туровинина.

Источники на данный момент отказываются, дословно, распространяться о содержании сообщения. Однако, по личному мнению бывших клерков госбанка, «Павин мог указать на некие вероятные коррупционные схемы по наполнению «карманов некоторых московских функционеров, предположительно, распространенные в региональных подразделениях». Напомним, о скором уходе Павина сообщалось еще в марте. Тогда инсайдеры утверждали, «что опытный менеджер, пришедший из достаточно продвинутого Сбербанка, не смог встроиться в абсолютно непрозрачную структуру РСХБ».

В пресс-службе АО «Россельхозбанк» изданию сообщили, что «в период нахождения Алексея Павина в должности директора филиала заявления от имени банка в УФСБ по Свердловской области он не подписывал и не направлял». На вопрос о ситуации с полномочиями Натальи Алемасовой представители банка решили не отвечать.

В свою очередь участники банковского сектора считают, что «затянувшиеся проблемы свердловского филиала» связаны не с личностями руководителей, а с системными перекосами внутри такой гигантской структуры, как «Россельхозбанк». С ними согласны и бывшие клерки госбанка, указывающие, «что балом в РСХБ правит служба безопасности, а вовсе не финансисты».

«Мы видим полное главенство над всеми процессами в банке службы безопасности, что уже привело к формированию ряда негативных трендов. С марта 2011 года СБ «Россельхозбанка» возглавляет Андрей Барабанов (также является заместителем председателя правления). Он создал службу из сотрудников, которые ранее трудились «во внутренней безопасности» различных органов. Не исключение и Андрей Туровинин, пришедший в свердловский филиал. В итоге за последние годы это подразделение в связи с профилем специалистов преуспело во «внутренних разборках», а не выстраивании нормальной работы банка. Насколько я знаю, это прослеживалось по многим филиалам РСХБ», – рассказал источник, знакомый с работой кредитного учреждения.

Свое мнение собеседник иллюстрирует «множеством околокриминальных историй», связанных с сотрудниками «Россельхозбанка». Так, бывших топ-менеджеров алтайского регионального филиала банка Евгения Роговского и Константина Гладышева следователи подозревали в мошенничестве при кредитовании агрохолдинга. Директора ярославского филиала Андрея Лебедева, в свою очередь, подозревали в хищении средств. «И таких примеров огромное количество, прошлись почти по всем региональным руководителям. Понятно, что при такой системе банк не может нормально функционировать», – отмечает собеседник.

Не обошелся без возбуждения уголовного дела и свердловский филиал «Россельхозбанка». «Невозвратными кредитами» финорганизации заинтересовалось УФСБ по Свердловской области. Хотя в пресс-службе АО «Россельхозбанк» сообщили, что дело было инициировано по результатам внутренней проверки.

«В ноябре 2014 года банком в УФСБ России по Свердловской области направлено заявление о привлечении к уголовной ответственности бывшего директора свердловского филиала АО «Россельхозбанк» Парамонова А.В. (уволен 07.11.2014), его заместителя Шитина А.В., а также руководства и собственников заемщика ООО «Торговая сеть «Д.А.». По этому заявлению возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ, которое находится в производстве следственного отдела УФСБ России по Свердловской области. Банк оказывает полное содействие в проведении расследования», – заявили в пресс-службе «Россельхозбанка». Впрочем, по информации источников издания в СУ СКР по Свердловской области, сейчас уголовное дело находится в их управлении. «Оно остается бесфигурантным, а Парамонов проходит по нему в качестве свидетеля. Вероятно, дело абсолютно бесперспективное», – отмечает высокопоставленный силовик.

Как утверждают в приватных беседах банкиры, «данная история с уголовкой также, вероятно, связана с серьезнейшим корпоративным конфликтом Парамонова и Павина с центральным офисом «Россельхозбанка», а не выводом средств». «Надо понимать, что украсть одному деньги из банка – практически невозможно. Все сделки проходят через кредитный комитет, через службу по рискам и безопасников. Решения принимаются коллегиально. Так что версия о том, что Парамонов единолично увел деньги, выглядит как минимум натянуто», – отмечает источник среди банкиров.

О «системных перекосах» в РСХБ, по мнению участников рынка, говорят и многомиллиардные убытки, которые показывает кредитное учреждение, несмотря на поддержку со стороны федерального правительства. Так, согласно консолидированной финансовой отчетности группы, в 2015 году РСХБ получил чистый убыток в 94,2 млрд рублей. В 2014 – 47,9 млрд рублей. При этом банк получил десятки миллиардов поддержки от правительства и через АСВ, но в итоге именно эту финорганизацию представители АПК обвиняли в действиях, «чем-то похожих на саботаж».

 

http://pravdaurfo.ru/print/135262

Автор

Андрей Щербов

Похожие статьи