Москва: утрата культурной идентичности

Культурная жизнь столицы всегда отличалась разнообразием. Выставки, театры, музеи, кинотеатры – на взыскательный вкус столичных жителей найдется любое развлечение. С некоторых пор к культурному досугу присоединились рестораны. Народ, как известно, требует не только зрелищ, но и хлеба. 

Если подсмотреть за обыденной жизнью среднестатистического москвича, картина получится не самая радостная. Большая часть дня в дороге – будь то на машине или своим ходом. Мы проводим в дороге от дома до работы и обратно около двух часов. Времени ни на что не хватает, выходные пролетают молниеносно в житейских заботах о том, о сем (главным образом в домашних делах). Приезжаешь с работы, времени остается на самое необходимо и спать – завтра все по новой. Те, кому мерещится яркая столичная жизнь, никогда долго тут не жили. Москва уже давно превратилась в душный, местами невыносимый мегаполис с огромным количеством жителей, процентов 50 из которых выходцы из стран Средней Азии. Жить здесь плохо, а больше жить негде. 

В этой душной ежедневной суете, москвич хочет наполнить свою жизнь чем-то культурным. Желание хорошее, понятное. К примеру, идет он в музей. Приходит туда, а там все в «современном искусстве», далеком, чуждом, непонятном. Тетки какие-то голые, все пропитано какой-то «реальностью», которую нагло суют в нос москвичу, убеждая его в том, что он невежда, раз не понимает «шедевров». Куда идти в Москве, если хочешь прикоснуться к искусству, при этом не прикасаясь к голым телесам каких-то людей? Пушкинский (местами), Третьяковка (увы, теперь тоже местами). Два музея художественного искусства на всю Москву – километровые очереди, сомнительный контингент туристов, толпы в залах. 

Также в распоряжении москвича есть театры. Легендарные, академические, гремящие на всю страну. Где теперь они? Где театр, в котором выступали гении, в которых художественный руководитель не был бы менеджером, а был художником? Где театры, в чьем репертуаре великая драматургия приобретала очертания художественности, где бы не коверкали классику, а вдыхали в нее жизнь? Где театры, куда можно было сходить в субботу вечером, получив эстетическое удовольствие от прикосновения к искусству? Возможно, это кажется удивительным, но их больше нет. Вы возразите и попытаетесь привести в пример «Современник», МХАТ им. Горького, МХАТ им. Чехова, возможно, на ум вам придет Малый театр. Везде и повсюду вас ожидают те же голые телеса, что и в музеях, где все пропитано душным, навязчивым запахом «современного искусства». Все испорчено, ничего не осталось. Театр больше не имеет никакой культурной принадлежности. В своих попытках «преобразовать», «вдохнуть новую жизнь», «изменить к лучшему» театральные деятели абсолютно утратили связь с реальностью. С той реальностью, в которой еще остались люди (и их немало), читавшие не в кратком изложении «Войну и мир» и Пушкина, где те же люди могут отличить Репина от Сурикова. Запах помойки и запах свежескошенной травы это, как известно, две большие разницы. 

Все, что остается москвичу это ходить в кино. Кинотеатр не разочарует, не расстроит. Это место, где вполне логично увидеть Человека-паука, очередной ромком, или на худой конец боевик. Никаких ожиданий на этот счет у москвича нет, но и вместе с тем нет ощущения «культурного» вакуума, в который его засунули против его воли. Замечательное, на сегодняшний день практически превосходное времяпрепровождение, а главное честное. К культуре никакого отношения не имеет, но зато и билет не стоит 2000-5000 тысяч рублей, что, согласитесь немаловажно. 

На фоне прошедшей Олимпиады, с очередными скандалами и надрывом насчет «наших спортсменов», соплями и ура-патриотизмом Первого канала становится безвыходно ясно, что наша страна не просто постепенно, а уже окончательно утратила культурную принадлежность. Мы больше не имеем никакого отношения к Чехову, к Островскому или Ге. Мы просто каждые выходные таскаемся на каток, орем про допинг, трясем руками за людей, которые выступают даже не под нашим флагом. 

Москвич приуныл, идет домой и с тоской вспоминает не столь далекие времена, когда поход в МХАТ им. Горького был событием месяца, но теперь лучше правда в кино – дешево, честно и без Бузовой. Какой уж тут культурный досуг – хотя, надо признать, в плане хороших ресторанов мы, действительно, очень преуспели.

Мария Полякова, обозреватель Агентства СЗК

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи