Обрывочное

Открыл "Исландию" Иличевского. И через несколько страниц закрыл. Ну ровно так, как я писал в январе, составляя общий портрет писателя-интеллектуала: опять та же книга под другим названием. Детство. Баба Сима. Была же, вроде, баба Сима в первой книге. И опять поток малозначимых деталей и псевдоинтеллектуализм. Герой не знает куда себя деть. В Берлин? Не хочешь. Поеду-ка я обратно в Израиль. И вообще буду искать то, не знаю что.

Автобиографически близорук.

Да ну его, такое опять читать.

И говорить даже не интересно.

Гораздо занимательнее подумать о том, что в "Альпине" сидят либо люди, у которых денег куры не клюют, либо не отличающиеся умом и сообразительность. Издавать такое. А еще Иванова-Географического и Иванова-Эстонского, да Лимонова. Наверное, все-таки куры не клюют, вот и налетели. Кончатся, опять пойдут до Даниловны. Там закрома Родины, там не оскудеет.

И трудно осудить. Дают - бери, бьют - беги.

Судить надо тех, кто дает. Зачем?

Жена читает в "Яндекс. Дзене" очередной блог. Женщина работает в книжном.

Пишут об упадке интереса к художественной литературе. Совсем. О том, что в магазин, книжный магазин ходят те, кто книг не читает, а кто читает - не ходит совсем.

Приятно видеть подтверждение давним абстрактным тезисам, высказанным помимо эмпирического подтверждения. Хотя я и сам не так давно случайно зашел в "Читай-город". Там нас было двое, на огромном футбольном поле заваленном книгами (?).

Но тенденция просматривалась давно. И все про это знают.

В связи с этим возникает вопрос. А для кого выпускают того же Иличевского?

Помню его тома, пожелтевшие от времени и невостребованности, стоявшие незыблемо уже в другом книжном - и в конце 00-х и в начале 10-х. Надо зайти сейчас как-нибудь, может быть до сих пор стоят.

Зачем это выпускают? Состязание с читателем - кто кого одолеет?

Жена говорит, если кругом будет дрянь, то некуда будет деваться с подводной лодки. Такая, мол, психология.

Но так можно было рассуждать только в досетевую эпоху. Нынче Великой китайской издательской стены не выстроишь. Хочешь читай Шеллера-Михайлова, хочешь "Дусеньку" на том же "Яндекс. Дзене", а вот на помойке тоже обновление ассортимента - "Пламенных революционеров" подвезли.

Понятно, почему желтеют тома. Дураков нет за 500-1000 р. Разве в столицах.

Может быть, падение тиражей - это не так плохо.

Вот такая еще мысль пришла в голову.

С понятием "массовость" в литературе прям трагедия какая-то. Ведь как должно быть? Текст уникальный, а тираж (копирование, воспроизведение), чем больше, тем лучше.

У нас, (хотя почему только у нас?) обратная тенденция. Массовым, стандартным типовым стало содержание текста. Одну книгу от другой не отличишь. А тираж такого массового текста напротив стал стремиться к уникальности.

Может это и хорошо. Ни к чему нам тиражирование пошлости.

Но феномен интересный - уникальность единообразия.

Смотрел на "Ютубе" материал-отчет о летней школе критиков в "Ясной поляне". Кроме меня на тот момент было еще 59 просмотров. Это несколько диссонирует с тем, что звучит: критика-то жива.

Очевидное подтягивание ростков.

Наверное, она жива также как литература. Писать ее еще могут. А читать уже нет. То есть пламень перекинулся и на критическую платку. Пишут больше, чем читают.

Но для меня загадка: о чем ухитряются писать.

Ведь написать ни о чем, нужен опять-таки талант уровня Иличевского. Но если писать ни о чем, то надо и никак. Метод должен быть адекватен предмету. А раз никак и ни о чем, то должно быть и ни для кого.

Вот чему надо учиться. Вот, что ценится. Мы так не умеем, не доросли.

Но в такой стратегии есть своя логика. Публика либо не читает дальше заголовка или упомянутой фамилии, а если читает, то ничего не понимает, она ведь относительно предмета высказывания совсем не в курсе. И читает, если читает, чтобы дальше не читать.

С этой точки зрения стараться что-то втолковать и впрямь не следует. Надо писать, не читая или не глядя..

И таких людей становится все больше.

Я думаю, что следующий "главный критик" России будет откровенно и совсем не читающим. Таким же, как и "читатели", для которых он пишет.

Сергей Морозов

Автор
Сергей Морозов
литературный критик

Сергей Морозов

Похожие статьи