Владислав Жуковский: Никакой продуманной стратегии у Минпромторга нет

На днях Минпромторг РФ предложил ввести адресную продовольственную помощь нуждающимся. Сделать это предполагается в два этапа. Первый рассчитан на период до 2017 г. и носит название «Продуктовая карта»: отдельным категориям граждан предлагается перечислять на карту деньги для покупки набора заранее определенных товаров в магазинах, на рынках и в других торговых объектах, которые подключатся к центральной процессинговой системе. Второй этап – 2018–2020 гг. – предполагает организацию социального питания (бесплатного или льготного) в специальных кафе и столовых; его концепцию Минпромторг планирует разработать позднее.

Мы попросили известного российского экономиста Владислава Жуковского прокомментировать инициативу Минпромторга.

 - Никакой научно обоснованной, продуманной стратегии ни у Министерства сельского хозяйства, ни у Министерства промышленности и торговли по большому счету нет. И это хорошо продемонстрировали программы продовольственной безопасности, которые, в общем-то, были провалены по всем направлениям – по курятине, по свинине и по другим.

Конечно, в стране сегодня глубочайший социально-экономический кризис. До верхов, наконец-то, доходит, что этот кризис не конъюнктурный и не связан с падением цен на нефть, а связан он с полным исчерпанием всей модели экономики трубы, ее дефолт. Кроме того, это кризис общественно-экономической формации, в которой мы живем.

Сегодня мы наблюдаем драматичное падение уровня жизни большинства россиян и рост числа бедных, что автоматически запрограммировано кризисом нашей экономики трубы. По официальным данным, в России 20 млн людей, живущих ниже черты бедности, то есть нищих. А реально, если судить по статистике Росстата, у нас у 72 млн россиян, среднедушевой доход которых составляет менее 20 тыс. рублей.  Вот и считайте – половина населения страны находится в условиях латентной закамуфлированной  нищеты. Вот для этих людей программа адресной продовольственной помощи более чем актуальна.

Другое дело, что в данной ситуации речь, насколько я понимаю, идет о поддержке нескольких сотен тысяч, максимум миллиона (или нескольких миллионов) человек. Поэтому такого рода поддержка, что называется, локальная, очаговая, она – не системно и не структурно значимая.

Во многих странах мира, включая самые-самые рыночные и якобы демократические государства, существуют программы льготной покупки продуктов питания. Скажем, в США около 45-50 миллионов человек получают так называемые Food Stamps. По сути, это – аналог наших продовольственных карточек.  

В США – это отлаженный механизм, позволяющий поддерживать принцип, когда и волки сыты, и овцы целы. То есть, малоимущее население получает поддержу в размере пары сотен долларов и имеет возможность потратить их в специальных магазинах на ограниченный круг продтоваров, которые производятся исключительно на территории страны. По сути, это – скрытая форма поддержки американского фермера и местного производителя.

В России необходимость поддержки отечественного сельхозпроизводителя ощущается давно, и если такой механизм заработает, это будет благо. Но настораживает тот факт, что вокруг этой программы адресной продовольственной помощи нуждающимся слишком много пиара, много показухи, желания сымитировать некую бурную созидательную деятельность. А на самом деле заработать себе на волне политической конъюнктуры некие политические бонусы – вот, мол, вспомнили про малоимущих, про пенсионеров, ветеранов войны и труда, многодетные и неполные семьи.

Насколько я знаю, масштабы этой программы будут измеряться несколькими миллиардами, дай Бог, десятком или несколькими миллиардов рублей. Для экономики России, размер которой около 77 триллионов рублей и ее сельского хозяйства, на которое приходится около 3 триллионов, такая программа вряд ли станет существенной поддержкой.

Автор
Владислав Жуковский
экономист, аналитик, инвестиционный консультант

Владислав Жуковский

Похожие статьи