Добросовестная конкуренция: взгляд партнеров по ЕАЭС

В Евразийском экономическом союзе вопросы антимонопольного регулирования являются, пожалуй, одними из наиболее важных в процессе развития интеграционного объединения и затрагивают интересы абсолютно всех его участников. Не случайно за последний год данная проблема неоднократно обсуждалась в рамках различных мероприятий и заседаний, в том числе и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). И оказалось, каждая из стран ЕАЭС имеет свое собственное видение ситуации и в ряде случаев не может прислушаться к своим партнерам. Именно поэтому анонсированный еще в прошлом году Антимонопольный кодекс Союза в настоящее время так и не принят, а вопросов, связанных с честной конкуренцией, меньше не стало.

25 мая в Астане прошел экономический форум, в рамках которого снова был поднят вопрос антимонопольного регулирования и добросовестной конкуренции. Оказалось, что обеспечение равных условий конкуренции на трансграничных товарных рынках ЕАЭС по-прежнему не находится на должном уровне, а в Союзе существует множество компаний, которые стремятся занимать доминирующее положение и организуют так называемые антиконкурентные картели.

Так, член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов привел ряд примеров недобросовестной конкуренции на рынке ЕАЭС, среди которых особое место было отведено оформлению товаров, вводящему покупателя в заблуждение. Например, в России производится лапша «Бешбармак», дизайн упаковки которой изначально похож на продукцию казахстанского производителя, а в Белоруссии производят пряник с названием «Тульский», оформляя его в традиционные российские орнаменты.

По сути, чиновник привел лишь небольшую часть примеров, которые свидетельствуют о том, что проблема недобросовестной конкуренции на сегодняшний день так и не решена. Хотя нельзя сказать, что на пути ее устранения за последнее время не было сделано ничего. Можно, например, указать на очевидный прогресс в области снижения тарифов на роуминг в рамках ЕАЭС. И хотя на первый взгляд этот вопрос может показаться несущественным, на самом деле это далеко не так. Развитие телекоммуникационных рынков для процесса экономической интеграции в рамках ЕАЭС весьма важно, так как в настоящее время большинство стран мира стремятся развивать свой рынок связи в направлении либерализации и поощрения конкуренции,

Это означает, что ЕАЭС, чтобы не отстать от конкурентов, не может оставаться в стороне. Поэтому в свое время рынок роуминга и был отнесен ЕЭК к социально значимому, так как более 20 миллионов граждан Союза, проживающих на приграничных территориях, постоянно сталкивались с проблемой высокой стоимости услуг сотовой связи в роуминге. Более того, согласно проведенным исследованиям, большинство абонентов внутри ЕАЭС считают стоимость данной услуги высокой, а это, в свою очередь, существенно влияет на благосостояние граждан.

За последний год была проделана действительно серьезная работа в данной отрасли, что позволило значительно снизить стоимость услуг в роуминге: в Армении у разных операторов снижение произошло в 2-7 раз, в Белоруссии – до 4 раз, в Казахстане – в 10-17 раз, Киргизстане – в 13 раз, России – до 6 раз. Экономический же эффект для потребителей государств ЕАЭС от снижения стоимости услуг связи в роуминге сегодня оценивается в сумму около 2 млрд. российских рублей в год. Более того, по мнению экспертов, снижение цен в данном сегменте может стать одним из инструментов, который будет способствовать экономической интеграции, обеспечивать экономический прогресс, а также поможет увеличить туристический поток между государствами ЕАЭС. Отрадно, что в Союзе не планируют останавливаться на достигнутом – в нынешнем году работа будет продолжена с целью создать условия для очередного снижения стоимости роуминга в 2017 году, что позволит простимулировать рост конкуренции на трансграничном рынке услуг сотовой связи.

Подписывая Договор о создании ЕАЭС, стороны изначально договорились об общих принципах и правилах конкуренции, «обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов». И, как можно догадаться, высокая стоимость роуминга – не единственная проблема в процессе формирования конкурентной среды внутри Союза. Так, на территории евразийского экономического пространства существует ряд вопросов, связанных с параллельным импортом, который формально запрещен. Сегодня невозможно завезти в страну и, соответственно, купить «брендовый» европейский товар в обход дистрибьюторской сети, которая устанавливает цены и диктует свои условия. Правообладатель становится фактически легальным монополистом, получая право определять объем импорта и ассортимент товаров, а также влиять на процессы ценообразования.

Это, в свою очередь, создает определенную угрозу для конкуренции и ведет к разделу рынка между официальными дилерами. Легализация же параллельного импорта сможет позволить ввозить «брендовый» товар не только владельцу этого товарного знака или его дистрибьютору, но и любому импортеру, что должно будет привести к значительному снижению стоимости ввозимой продукции. По мнению экспертов ЕЭК, цены на лекарственные средства должны будут упасть на 550%, на парфюмерно-косметическую продукцию – на 300%, на автомобильные запасные части – на 200%, на одежду – на 50%. Поэтому совершенно неудивительно, что ЕЭК совместно с правительствами государств Союза продолжает работать над вопросом применения международного принципа исчерпания прав в отношении отдельных видов товаров.

Еще одним немаловажным вопросом, интересующим в первую очередь Казахстан и Белоруссию, является создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, которые должны обеспечить доступность и надежность энергоснабжения экономик стран Союза. На сегодня это одна из наиболее спорных тем в переговорах между странами-участниками. Например, Минск требует создания единого рынка углеводородов, где цены будут устанавливаться на основе рыночных принципов с учетом мировой обстановки, а казахские энергетики требуют от России свободного доступа на ее рынки. Сама по себе концепция формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС предусматривает обеспечение равного доступа к биржевым торгам, что позволит укрепить конкуренцию и обеспечить прозрачность ценообразования на энергоресурсы.

Согласно Договору о ЕАЭС, программа формирования общего рынка газа должна быть принята до 1 января 2018 года, а ее реализация завершена не позднее начала 2025 года. Аналогичные сроки имеет реализация программы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. Правда, учитывая нынешнее состояние нефтегазовой отрасли ЕАЭС и ситуацию на мировых рынках, сроки могут быть пересмотрены. Но пока в соответствии с решением глав государств – участников ЕАЭС, принятом 31 мая в Астане, Евразийская экономическая комиссия представит на утверждение программы формирования общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа в 2017 году.

Непростая обстановка продолжает оставаться в сфере транспорта. Здесь уже сформирована стратегия постепенной либерализации общего рынка транспортных услуг на период с 2016 по 2025 год. Она должна предоставить возможность перевозчикам всех стран ЕАЭС свободно оказывать услуги грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза (с 2016 года на «каботажные» перевозки). Однако события начала нынешнего года, когда возникли определенные проблемы в организации грузоперевозок между Россией и Польшей, продемонстрировали, что до единого рынка транспортных услуг еще очень далеко.

Хотя нельзя сказать, что в данном направлении нет никакого прогресса. Например, удалось сбалансировать тарифы на рынке железнодорожных перевозок пассажирским транспортом, в первую очередь между Белоруссией и Россией. Хотя и здесь внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом все еще существенно отличаются от межгосударственных.

В целом нерешенность вопросов предупреждения монопольных сговоров, недобросовестной конкуренции, антиконкурентных практик при заключении дистрибьюторских и дилерских соглашений, борьбы с картелями и многое другое по-прежнему остается одним из основных тормозов развития ЕАЭС. Даже несмотря на то, что в Договоре о создании Союза и существуют нормы единых принципов и правил конкуренции, а ЕЭК получила дополнительные инструменты антимонопольного контроля. На сегодняшний день официально запрещены соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен и скидок; повышению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу или объему продажи и составу продавцов; сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями и т.п.

Более того, антимонопольное законодательство практически полностью имплементировано в Белоруссии, России и Казахстане. Но, несмотря на это, вопросов остается много, а нормы и принципы по-прежнему остаются на бумаге. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что товаропроизводители стран ЕАЭС не доверяют сформированным в Союзе органам для решения возникающих проблем в данной сфере. Например, до настоящего времени в суде ЕАЭС чаще всего рассматриваются таможенные споры, а вот обращения, связанные с антимонопольной проблематикой, единичны.

Не улучшает положение дел и неясная ситуация с Антимонопольным кодексом ЕАЭС, судьба которого все еще не известна. В конечном счете все вышеперечисленное говорит об одном – участники Евразийского экономического союза во многих случаях по-прежнему не могут найти консенсус и, к сожалению, продолжают ставить интересы национальных производителей выше общесоюзных.

 

 

https://cont.ws/post/285091

Автор

Андрей Арешев

Похожие статьи