«Ивановых» становится меньше. Пока ненамного

Только что опубликованные данные исследования потребительской уверенности россиян – «Потребительский индекс Иванова», подготовленные Sberbank Investment Research, аналитическим департаментом Sberbank CIB за третий квартал 2016 года показывают, что доля наших граждан, которые причисляют себя к среднему классу, сократилась до 51% (с 61% в 2014 году). А в абсолютном выражении средний класс уменьшился на 14 млн человек.

Задача исследования - проследить уровень потребительской уверенности россиян — представителей среднего класса. Оно проводилось среди 2,3 тыс. россиян со средним уровнем дохода в возрасте 18–65 лет в 164 городах с населением более 100 тыс. человек. Респонденты имели возможность самостоятельно причислить себя к тому или иному классу. Сам индекс назван по фамилии, которая считается самой распространенной в России.

Исследование показало, что индекс потребительской уверенности вырос до минус 15% в III квартале 2016 года против минус 17% во II квартале 2016 года. Это связано с ростом зарплат, ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также уменьшением безработицы.

Для участников опроса самыми большими рисками являются инфляция и коррупция. Безработица стоит на третьем месте, но число тех, кто ее опасается, снизилось (уровень безработицы среди респондентов сократился до 10,9% по сравнению с 11,3% во втором квартале)

Средняя заработная плата участников опроса в третьем квартале 2016 года составила 33 063 руб., она увеличилась на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Большая часть доходов уходит на еду (38%), затем на коммунальные услуги (16%) и одежду (10%).

Четверть респондентов ответила, что в этом году им повысили или индексировали зарплату. При увеличении заработной платы они предполагают откладывать 12% от прибавки.

«На самом деле исследование показывает достаточно неприятную тенденцию. В любом государстве средний класс – это его опора и гарантия стабильности. То, что люди сами, добровольно «уходят» на более низкую социальную ступень, говорит о том, что у них понижается уровень самооценки, растет апатия и неверие в собственные силы, - считает политолог Сергей Исаков.- Они не видят перспективы и все меньше доверяют властным структурам, прежде всего их действиям и программам в экономической и социальной сферам. Это размывает вертикаль власти и делает государство неустойчивым и более подверженным негативному влиянию, как со стороны возможных внутренних конфликтов, так и деструктивных внешних воздействий».

В то же время авторы исследования смотрят на будущее с осторожным оптимизмом и считают, средний класс дальше сокращаться не будет, поскольку номинальные заработные платы будут расти в соответствии с уровнем инфляции.

 

Агентство ФинЭк

Автор

Агентство ФинЭк

Похожие статьи