Санкционная война. Нет худа без добра
Последние два года мы являемся свидетелями и участниками санкционной войны России, Запада и Востока. За это время термин «импортозамещение» перестает быть пустой словоформой, хоть всех проблем это замещение пока не решает.
Финансовая изоляция и нефть
20 марта 2014 года сразу после присоединения Крыма к России был введен пакет экономических санкций. В черный список США попало 4 бизнесмена и банк «Россия» с активами в 10 млрд. долларов. За последующие два года этот список пополнило несколько сотен компаний и частных лиц.
Технологическими санкциями Запад пытается сократить возможности нефтяной и газовой разработок в России. Хотя против текущей добычи эти санкции не работают, но именно «текучка» сейчас находится на своем историческом пике. Это вызвано углеводородной войной с Саудовской Аравией и Ираном, которые стремятся захватить европейский рынок, на котором расположилась Россия. Именно поэтому ни одна из стран не может позволить себе снижение нефтедобычи, несмотря на кризис перепроизводства, иначе это обернется потерей доли на рынке.
Финансовые санкции российское производство и потребитель ощутили сразу. Банки и предприятия имеют все меньше возможностей займа иностранных кредитов, доля инвестиций в страну также уменьшается. По разным оценкам приток инвестиций за два года снизился в 10 раз. Казалось бы, все ужасно. Но у этого процесса есть и положительная сторона, о которой не стоит забывать: внешний долг России сократился на 29% и составляет 515 млрд. долларов на начало года.
Расчеты и потери
Экономисты просчитали результаты разных сценариев, чтобы понять насколько те или иные факторы добавили проблем в общую «копилку». Так, в результате подсчетов стало ясно, что санкции нанесли ущерб не более чем в 1/10 от ВВП, тогда как 90% снижения экономических показателей вызвано падением цен на нефть.
Примечательно и то, что Китай выработал новую программу развития, суть которой заключается в том, что страна переходит от статуса «мировой фабрики» к статусу технологичной сверхдержавы, способной продавать высокие технологии по всему миру.
Удивительные трансформации
В середине 2015 года стало ясно, что доля европейских товаров в России снизилась на 37% и составляет не более чем 500 млн. долларов в месяц. При этом доля американских товаров выросла на 10%, что весьма странно, учитывая американскую риторику и дрессировку своих западных «партнеров» костью «русофобия». Видимо, для Америки это просто бизнес. Но равняться с Китаем им все равно не по зубам. В любом случае торговые потоки не претерпели сильного изменения.
Контрсанкции
Летом 2014 года Россия ввела ряд контрсанкций, которые коснулись продуктов из Европы, США, Канады и Австралии. К этому добавились санкции против турецких продуктов. Контрсанкции будут действовать ровно столько, сколько будут действовать сами санкции.
Продуктовое эмбарго повлияло на цены, которые выросли, но наибольший эффект оказал именно курс валют. Но, как только нефтяные цены пошли вверх и Россия начала еще активнее скупать золото, свободное от влияния иностранных валют, курсы пошли вниз и сейчас стабилизировались. Другой заметный показатель — отечественное производство продуктов. В свободные ниши тут же ринулись отечественные производители, а также другие иностранные производители, которые могут и уступать качеством, но конкуренция сделает свое положительное дело, правда, со временем.
Таким образом, санкционная война обернулась масштабных перераспределением рынков сбыта, но, как говорится, свято место пусто не бывает.
http://slovodel.com/488037-sankcionnaya-vojna-net-huda-bez-dobra