"Шелковый путь" по морю: Россия в экономической войне Китая против США. Арктика
- Опубликовано 15 мая 2016
- Политэк
- Автор: Sosedgeorg
Сухопутный "Шелковый путь" в обход России через Украину фактически провалился. Но самый главный конкурент у "Шелкового ветра" и "Нового шелкового пути" - водный. Через южный маршрут (Суэцкий канал) ежегодно проходит около 900 млн. тонн груза.
Но у Китая появилась заинтересованность в маршруте через Россию. Причем, речь идет не только о "Северном морском пути" (СМП), но и о новом - в обход Босфора и Турции.
Такой подход не нравится многим западным государствам: в первую очередь США. Китай наращивает свое присутствие в Европе, одновременно с этим "закапывая" конкурента - TTIP. И Россия активно сотрудничает с "поднебесной", приводя тем самым в бешенство Вашингтон.
В августе 2013 года Китайский контейнеровоз Yong Sheng отправился в плавание из китайского порта Далянь в торговый порт Роттердам. Но пошел он не через традиционный южный маршрут, а через Северный морской путь. Плавание по СМП потребовало 35 дней пути, вместо обычных 48-ми.
Существенная экономия во времени, а следовательно и в стоимости транспортировки, пришлась по душе руководству Китая.
После второго успешного похода через СМП, китайский концерн морских грузоперевозок COSCO заявил, что планирует запустить маршрут поставок из Азии в Европу. Корпорация, согласно сообщению, The Wall Street Journal, планирует купить или построить ледокольно-транспортные судна.
Россия для проводки судов вдоль Северного морского пути, как недавно сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, уже строит на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге три 60-мегаваттных ледокола.
По оценкам китайцев, в 2020 году транзит по СМП мог бы составить 15% внешнеторгового оборота Китая.
Флот китайской компании COSCO состоит из 800 судов. За год эти корабли перевозят свыше 400 млн тонн разнообразных грузов.
Исполнительный директор исследовательского центра морских перевозок SeaIntel Maritime Ларс Йенсен указывает на тенденцию использования для морских перевозок все более крупных по водоизмещению судов для повышения их эффективности. Эти суда использует при расчете на перевезенный контейнер на 25% меньше топлива, чем старые и более мелкие по водоизмещению корабли.
Но китайцам потребуются для освоения СМП и время и дополнительные инвестиции. Тем более, что у СМП есть определенные проблемы - таяние льдов. Экологи бьют тревогу и весь мир решает задачу всемирного потепления. Но, одновременно с этим, сокращается сложный путь прохождения судов через Арктику. Тем самым корабли сокращают вредные выбросы в атмосферу, по сравнению с южным маршрутом.
Потепление сделало океан в летний период относительно свободным от льда в арктических широтах. В результате, летом и осенью суда могут двигаться без поддержки ледоколов, что еще более снижает издержки.