Грозит ли Узбекистану майдан?

Глава Узбекистана Ислам Каримов перенес инсульт. Некоторые СМИ сообщили о его кончине. Как бы там ни было, но очевидно, что в Узбекистане встает вопрос о преемнике. И в этой связи возникает другой вопрос, не менее важный - пройдет ли процесс передачи власти мирно? 

При Каримове Узбекистан не стал проамериканской марионеткой, даже смог удалить военную базу США со своей территории. Но и к России не прислонился – вышел из ОДКБ и не присоединился к ЕАЭС. 

Каримову удавалось держать ситуацию в стране в относительно стабильном состоянии. Но в целом Узбекистан оставался бедной страной, с неразвитой экономикой. Многие узбеки вынуждены ездить на заработки в соседние страны, в первую очередь, в Россию. 

Если подходить к вопросу очень прагматично, нас во всей этой истории должны интересовать, прежде всего, два вопроса – судьба русской диаспоры в Узбекистане и отношения этой среднеазиатской страны с Россией. 

Сколько точно русских в Узбекистане – неизвестно. Государственной переписи населения с 1991 года в независимом Узбекистане не проводились. По некоторым данным, в стране к 2015 году проживало порядка 650.000 русских. 

Считается, что узбеки толерантный народ, не склонный к межнациональным эксцессам. Поэтому русские, у которых есть для этого возможности, перебираются в основном в Россию, но не бегут из Узбекистана в панике, спасаясь от погромов и резни. 

Да и отношения с Россией довольно спокойные, стабильные. Для многих узбеков возможность работы в России – серьезная мотивация в пользу нашей страны. 

И скорее всего, кто бы ни пришел сейчас на смену Каримову, русский и российский вопрос останется без изменений. Но все может повернуться иначе – в политике такое случается. Кто еще лет пять назад у нас мог помыслить, что на Украине произойдут такие пертурбации? Простой россиянин, живущий сведениями из Интернета, конечно, нет. А вот эксперты, несомненно, да. Только их голоса, судя по всему, так и не достигли ушей правителей. Вот и гранул майдан, как гром среди ясного неба. 

Первым и самым точным индикатором потенциальных «государствотрясений» является, несомненно, переписывание истории. Этот процесс пошел сразу во всех бывших советских республиках и проходит примерно в одних и тех же параметрах.

Основная канва «новой истории» наших бывших соседей по советскому общежитию такова. Наш народ - самый древний, могучий и справедливый. Он счастливо жил в Золотом веке. Но пришел злобный, коварный и жестокий Враг. Все беды, которые обрушились на нашу страну, связаны с Врагом. И на нем же лежит ответственность за то, что и сейчас мы живем небогато. С Врагом всегда боролись Герои - лучшие сыны и дочери народа. И вот наконец-то они добились свободы для нашей страны... Но Враг не хочет с этим мириться… 

Все эти мифологемы наличествуют в Узбекистане. Пусть не в такой концентрации, не в такой параноидальной форме, как, скажем, на Украине, но в интеллектуально-образовательном поле Узбекистана они присутствуют. 

Скажем, в некоторых исторических книгах и учебниках встречается такой вот перл: "Узбекистан с давних времен называется в противоположность к Ирану "Туран". Заратустра, проповедник единого Бога Ахура-Мазды, происходит родом из сегодняшнего Узбекистана". 

Антисоветизма и русофобии в учебниках тоже хватает. Вот, скажем, глава учебника по истории для 5-го класса, где повествуется о разгроме так называемой «Кокандской автономии», существовавшей на части территорий нынешнего Узбекистана, Казахстана и Киргизии с ноября 1917 года по февраль 1918 года. Автономия, по мнению узбекских историков, была первой попыткой создать в Средней Азии демократическое светское государство, которое пало под ударами большевиков - «достойных наследников русских колонизаторов». Школьникам сразу объясняют, что «вступившие на территорию Средней Азии и отличившиеся жестокостью русские красноармейцы формировали свое воинство из уголовных элементов». Далее можно прочитать, что «планомерные действия по уничтожению Коканда возглавил сам Ленин». 

Первый смотр басмаческих отрядов в январе 1918-го в Коканде 

В учебнике для 9 класса чуть ли не каждой странице встречается масса «добрых» по отношению России эпитетов: «русские захватчики», «русские колонизаторы» и «русские шпионы». 

В учебнике «История Узбекистана», вышедшем в 2001 году, русские и Россия прямо-таки демонизируются: «Россия - вор имущества в мировом масштабе»; «История сама наделила русский народ способностями колонизатора... царская Россия и Советы воспитывали русский народ в духе шовинизма». 

Самый распространенный способ выразить свое негативное отношение к России и СССР — замолчать факты. Скажем, в узбекских учебниках не упоминаются русские врачи, которые самоотверженно спасали население Бухары и Коканда во время эпидемии чумы в 1910 году. Нет там ни слова и о том, что уже в 1967 году (ровно через год после страшнейшего землетрясения, которое уничтожило Ташкент), эта «звезда Востока» была полностью восстановлена строителями, приехавшими, в первую очередь, из РСФСР. 

Уже выросло целое поколение узбеков, которые учились по этим учебникам. И кто-то из них пришел в бизнес, в политику. Что отложилось в их головах после такого вот антисоветского и антироссийского промывания мозгов? 

Нашему агитпропу еще вчера, а лучше позавчера надо было всерьез озаботиться наступательными действиями в борьбе за умы на постсоветском пространстве. Тогда бы не было «майданутых» на Украине, и не надо было бы опасаться, что развитие событий в том же Узбекистане пусть даже гипотетически может пойти по «украинскому сценарию». Эти соображения нашим правителям бы в уши. Но, похоже, они по привычке исповедуют железный российский принцип – пока гром не грянет, мужик не перекрестится. 

Владимир Капитонов, Агентство ФинЭк

Автор
Агентство СЗК

Владимир Капитонов

Похожие статьи