Мать-бомба — большая мотовка

13 апреля 2017 года в Афганистане в районе Ачин недалеко от пакистанской границы американцы сбросили гигантскую бомбу GBU-43B весом 9,5 тонн, содержавшую 8480 кг взрывчатки Н-6, в 1,35 раза более мощной, чем тротил. Длина бомбы 9170 мм, диаметр 1029 мм. Бомба относится к типу управляемых (корректируемых) планирующих. Система управления KMO-593/5 инерциальная с коррекцией по сигналам со спутника. Управление осуществляется с помощью решетчатых стабилизаторов.

GBU-43B разрабатывалась по программе МОАВ — тяжелый боеприпас фугасного действия, а остряки в ВВС США окрестили ее «Mather All Bomb» — матерью всех бомб. Бомбы была разработана в 2003—20004 годах и дважды испытана на полигоне во Флориде — 11 марта и 22 ноября 2003 года.

13 апреля 2017 года состоялось ее первое боевое крещение. По данным СМИ убито от 36 до 90 боевиков, скрывавшихся в тоннелях, вырытых моджахедами еще в 1980-х годах на американские же деньги в ходе Афганской войны. Однако эта территория по-прежнему контролируется боевиками, которые утверждают, что убитых вообще не было.

Насколько страшной является «Мать-бомба»? На мой взгляд, это великолепная реклама для фирмы-производителя, неплохое средство психологического воздействия на политиков и обывателей. Но все неядерные супер-бомбы, включая GBU-43B, существенно проигрывают бомбам меньшего калибра по критерию эффективность/стоимость.

Обратимся к истории. Вот перед нами фото английской бомбы «Маленький чёрт», которую англичане весной 1918 года сбрасывали на германские города. Вес бомбы 700 кг. Носитель — двухмоторный биплан «Хандлей Пайдж».

Английская бомба «Маленький чёрт». 1918 г. Фото из архива автора

Во Второй мировой войне самой тяжелой сброшенной бомбой стала «Грэнд Слем» весом 10 тонн. Бомба проникающего действия, несла 4144 кг взрывчатки и была снабжена косоугольными стабилизаторами, сообщавшими бомбе небольшое вращение (несколько оборотов в секунду) для увеличения точности попадания. Всего была выпущена 41 бомба, и все они сброшены с самолетов «Авро-Ланкастер» на бетонные укрытия германских подводных лодок и на железнодорожные мосты.

Английская бомба «Грэнд Слем». 1944 г. Фото из архива автора 

В Великой Отечественной войне самой мощной авиабомбой советских ВВС была ФАБ-5000, созданная в начале 1943 года. Она полностью не помещалась в бомбоотсеке Пе-8, и в полете створки люка закрывались лишь на треть. В бомбе содержалось 3361 кг взрывчатого вещества.

Первый боевой вылет Пе-8 с ФАБ-5000 состоялся в ночь на 29 апреля 1943 года. Бомба была сброшена на город Кёнигсберг. Это, разумеется, была более пропагандистская, нежели военная акция.

В конце мая 1943 года две ФАБ-5000 были сброшены на город Могилев, а 4 июня — на железнодорожную станцию Орел. В июле бомбы сбрасывались на город Орел и на позиции германских войск на Курской дуге. Всего до весны 1944 года с Пе-8 было сброшено 13 пятитонных бомб.

Самыми мощным советскими фугасными авиабомбами были 9-тонные ФАБ-9000М-54. Они содержали 4297 кг ВВ.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в Афганской войне. Так, только за три месяца 1988 года бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Так, радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000, соответственно, 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе 158 и 225 м.

Американский «бабушкой-бомбой», то есть «мамой» GBU-43B, стала BLU-82 по прозвищу «косилка ромашек», весом 6800 кг. Бомба была специально создана для Вьетнамской войны. Ее первое боевое применение во Вьетнаме состоялось в 1970 году.

BLU-82 использовалась для проделывания проходов в минных полях и создания в джунглях посадочных площадок для вертолетов. Для этого бомба была оснащена системой воздушного подрыва, чтобы не создавать воронок. Она относилась к свободно падающим бомбам. Вопреки сообщениям ряда СМИ, BLU-82 не являлась объемно-детонирующий бомбой.

Стоимость бомбы 27,3 тыс. долларов в ценах 1970 года. Сброс производился с военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».

Помимо Южного Вьетнама 11 бомб BLU-82 были сброшены в ходе операции «Буря в пустыне». Первая бомба сброшена с высоты 1800 м, как и во Вьетнаме, а последующие из-за опасения действия ПЗРК и ЗСУ «Шилка» — с высот 4900 м и 6400 м.

Еще несколько бомб — в 2001 году на талибов в Афганистане.

Американская бомба GBU-43B. 2003 г. Фото из архива автора 

В 2002 году BLU-82 были сняты с вооружения. На их замену и были созданы GBU-43B. Главное отличие новой бомбы — более мощный заряд ВВ и опять же не объемно-детонирующего типа, а также введена система коррекции при планировании.

Сброс GBU-43B также происходит через задний люк самолета «Геркулес» МС-130Е. Бомба на специальном поддоне выкатывается из люка и тормозится небольшим парашютом. Через короткое время парашют отстегивается. Максимальная скорость носителя на момент сброса — 400 км/ч, максимальная скорость «Геркулеса» — 650 км/ч.

По критерию эффективность/стоимость GBU-43B существенно ниже, чем отечественные бомбы объемно-детонирующего взрыва ОДАП-500П и ОДАП-1500, хотя у них проникающее действие немного слабее.

На высотах 1800—3500 м и «Геркулес», и бомба могут быть легко сбиты старыми 23-мм и 57-мм зенитными буксируемыми установками, не говоря уже о «Шилках» и ПЗРК. Но для противодействия «Геркулесам» и бомбам на высотах 6400 м нужны более мощные артиллерийские и ракетные зенитные установки.

Вызывает удивление, что отечественные производители до сих пор не хотят заполнять большой пробел между существующими ПЗРК и тяжелыми крайне дорогостоящими самоходными установками типа «Тор» и «Панцирь».

В локальных войнах суперсовременные самолеты типа F-35 вряд ли найдут широкое применение для поддержки войск на поле боя, а также для контрпартизанской борьбы. А для действия по дозвуковым штурмовикам, «Геркулесам» и другим военно-транспортным самолетам крайне необходимы дешевые разборные зенитные ракеты с двумя-тремя головками самонаведения (радиолокационной, инфракрасной, акустической и т.д.).

Такая ракета может разбираться на три и более частей (боевая часть, маршевый двигатель, стартовик и т.д.) и перевозиться на джипах, конных, верблюжьих и людских вьюках, а затем собираться за 2—3 минуты. В таком случае можно получить дальность стрельбы до 15 и более километров, а потолок 10—12 км. Подобные переносные ЗРК существенно снизят возможность действия авиации США и стран НАТО.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи