Объединенная Корея: политико-экономический портрет

В мировой политике возможно всё. Если, конечно, условия складываются должным образом. Ну, кто ещё пять – десять лет назад мог предположить, что Президент Республики Корея и Председатель Госсовета КНДР встретятся на пограничном мосту и мило поболтают? И непросто поболтают, а подпишут исторический документ о намерениях объединить разделённую страну? Но случилось именно это. И скорее всего, процесс объединения можно считать запущенным. Какие организационные формы примет новое государство сказать сейчас трудно, но то, что в мире появится новая политико-экономическая  сила, совершенно понятно.

Во-первых, объединённое государство будет обладать ядерным потенциалом. Вся риторика насчёт денуклеаризации полуострова будет оставлена дипломатам, чтобы не лишить их работы. На время могут быть приостановлены испытания или ещё что-нибудь в этом роде, но отказа от обладания ядерным оружием не будет. Не для того его создавали, чтобы взять и отправить на свалку. Причина доступна для понимания каждого: страна с хотя бы одной ядерной боеголовкой может сидеть на любых переговорах в расслабленной позе. Даже если средства доставки не так надёжны. Ведь вероятность «недолета» или отклонения от заданной траектории хорошо дисциплинирует соседей. 

Во-вторых, вырисовываются крайне интересные экономические контуры. Объединение двух экономик содержит нетривиальный потенциал развития. Южная Корея в характеристиках не нуждается. Экономический рывок страны из «ниоткуда» на индустриальный Олимп всем хорошо известен. О Северной Корее знают меньше. Но эта страна в последние годы демонстрирует темпы развития, к которым многие страны только стремятся - на уровне 4 %. И дело не только в эффекте «низкой базы». Страна явно настроена на экономический прогресс. И вот на этом направлении Корее Южной есть, где развернуться. К 50 миллионам южнокорейского рынка добавится еще 25 миллионов Причем не просто 25 миллионов, а тех, кого надо будет снабдить всеми благами цивилизации – домами, бытовой техникой, приличной одеждой. И если они будут «дотянуты» до южнокорейского уровня, то страна объединёнными усилиями выйдет на существенно более высокие экономические позиции, сравнимые с европейскими. В ФРГ проживает около 83 млн. человек, в Иране – 80 млн., Великобритании, Франции, Италии – 60-63 млн.

Сейчас Южная Корея половину своего продукта вынуждена отправлять на экспорт, что всегда было непросто из-за жесткой конкуренции. А в условиях грядущих торговых войн стало ещё сложнее. А тут вдруг рынок прирос в полтора раза. Правда, у северян пока не так много денег, чтобы считаться рынком в экономическом смысле . Но если их обеспечить работой с регулярными заработками? И судя по всему, южнокорейские предприниматели воспользуются этим шансом. Причем убьют двух зайцев – и рынок сбыта получат и на издержках выиграют– ведь «демократам» можно будет платить куда меньше. А значит, и конкурентные преимущества будут более весомыми. Сами через это проходили. Кроме того в Северной Корее есть уголь (в том числе коксующийся), реки с гидроэнергетическим потенциалом, не на нуле электроника и машиностроение. Южнокорейский капитал и предпринимательский опыт все это может привести в движение. И, несомненно, приведет. Тогда клуб мировых лидеров пополнится не слабаком с ядерной лимонкой, а сильным экономическим игроком, способным, кстати, эти лимонки растиражировать. А это, как говорится, совсем другая геополитическая история.

Михаил Беляев, руководитель аналитического центра «Fundery», ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи