Россия и евросоюзы: кто кого «отменит»?
- Опубликовано 29 июня 2022
- Политэк
- Автор: Валентин Широков
«Отмена России» – новое понятие, появившееся в мировом политическом лексиконе в 2022 году. На фоне специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины страны Запада проводят массовую кампанию по исключению нашей страны из всех сфер международной жизни: экономические и финансовые санкции, ограничения на техническое и научное сотрудничество, запрет любых форм взаимодействия в гуманитарных и культурных областях. Отменяют участие в соревнованиях российских спортсменов, концерты российских исполнителей, под запретом русская живопись, литература и даже язык.
Особенно настойчиво Россию стараются убрать из международной, прежде всего европейской политики. Причём здесь «отменяют» не какой-нибудь военный диктаторский режим или теократическую монархию третьего мира, а крупнейшую по площади суши страну в мире, обладающую неисчерпаемыми природными ресурсами и высоким людским потенциалом, имеющую современную армию и ядерное оружие. Наследницу сверхдержавы – победительницы во Второй мировой войне, участницы Ялтинской и Потсдамской мирных конференций, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – главных исторических событий, определивших всё современное мироустройство.
Используя в качестве предлога российскую военную операцию на Украине, США и Европа всячески препятствуют как прямым контактам российских и иностранных политиков, так и работе в международных организациях, глобальных и локальных, таких как ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Совет Россия – НАТО, система партнёрства Россия – Евросоюз и т.д. Тем самым без оглядки ломая всю систему европейской безопасности, с большим трудом выстраиваемую лидерами ведущих мировых держав последние десятилетия, которая худо-бедно, но обеспечивала хоть какую-то стабильность в международных отношениях и не давала миру скатиться к ядерной войне.
Хотя, если оценивать ситуацию трезво, здесь и ломать-то было особо нечего. Несмотря на все наши заявления на самом высоком уровне (причём достаточно серьёзные и искренние) о готовности сотрудничать вплоть до интеграции с Евросоюзом и другими европейскими структурами, ничего реального не происходило. Москву вежливо выслушивали, высказывали одобрение, создавали какие-то совместные структуры, приглашали на заседания и конференции и… Реально же всё сводилось к обсуждению гуманитарных вопросов – таких как, например, пресловутые «права человека» и «создание демократического общества». А серьёзными вещами, такими как строительство общеевропейской экономики, финансы, политическая и военная интеграция и т.д., занимались совсем другие люди и совсем в других местах, куда нам вход был категорически закрыт.
Игнорировать Россию было нельзя, но и равноправно сотрудничать с нами никто не собирался. Прямо-таки как на детской площадке, уже занятой детьми, куда приходит ребёнок помладше. Москве дали поиграться в «международной песочнице», а затем отобрали игрушки и выкинули вон, оставив ведёрко и лопаточку. А чтобы меньше плакала, пообещали, что будут пускать время от времени покопаться в уголке и слепить пару куличиков.
Вот, например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая изначально создавалась как площадка для равноправного диалога между странами Восточного блока и Западом, поиска консенсуса, выработки новых подходов и решения вопросов, возникающих в военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной областях.
А в результате получилась аморфная бюрократическая структура с кучей различных институтов, комиссий, некоммерческих организаций, аппаратом еврочиновников, раздутым, непрозрачным и неконтролируемым бюджетом. Реальными экономическими и политическими вопросами занимаются Европейский союз и НАТО, а ОБСЕ, с её гуманитарной и экологической повесткой, превратилась, как отметил Владимир Путин, «в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран».
Переломить сложившуюся ситуацию, отстоять свою позицию и защитить национальные интересы Россия не смогла, особенно после того как лишилась восточноевропейских союзников после распада социалистического лагеря. И ей на протяжении многих лет пришлось выслушивать звучащие с трибуны ОБСЕ обвинения в ущемлении прав человека, нелегитимности выборов, отсутствии свободы слова и т.д., в ответ в лучшем случае блокируя принятие совсем уж одиозных решений.
Более того, организация, призванная предотвращать вооружённые конфликты в регионе и ликвидировать их последствия, не допускать возникновения и урегулировать кризисные ситуации, по сути, оказалась политическим импотентом. ОБСЕ ничего не смогла сделать для того, чтобы не допустить кровопролития в Приднестровье, Южной Осетии, Нагорном Карабахе. Она практически способствовала убийству мирных жителей Луганской и Донецкой областей, не обеспечив выполнения Украиной Минских соглашений 2014–2015 годов, предусматривающих прекращение огня и предоставление этим регионам особого статуса. И сейчас, во время российской спецоперации, ОБСЕ выпускает основанный на украинских фейках и лжи доклад о событиях в Донецке, обвиняющий Россию в нарушении правил ведения войны, при этом представители организации занимаются шпионажем в пользу Киева.
Прошедшие годы дали многочисленные примеры вопиюще вызывающего отношения европолитиков и их заокеанских кураторов к России. В их череде значится и довольно примечательный сюжет, имевший место аж в 2007 году на площадке ещё одной европейской структуры – Совета Европы, полноправным участником которого являлась Россия. В тот период представитель от России сенатор Михаил Маргелов должен был возглавить Парламентскую Ассамблею СЕ. До этого он уже был руководителем одной из политических фракций ПАСЕ и являлся вице-председателем ПАСЕ от России. Кандидатура Маргелова была поддержана всеми парламентскими фракциями ПАСЕ, но тут вмешалась Швеция! Руководитель шведской парламентской делегации Йоран Линдблад распространил в ПАСЕ поразительное по своей ксенофобской сути заявление, констатирующее, что «представители России не могут занимать руководящие позиции в Совете Европы». А почему? А потому, что Запад не воспринял выборы в Государственную думу РФ, прошедшие в начале декабря 2007 года.
Давайте вдумаемся. На дворе – 2007 год, и отношения России и СЕ в целом на подъёме. Россия достаточно умело использует своё членство в СЕ как один из инструментов для интеграции в международное сообщество. Только что успешно завершилось председательство России в Комитете министров СЕ – руководящей структуре этой организации. И вот всё это нисколько не стесняет Швецию в том, чтобы продвинуть в европейское общественное мнение своего рода «русофобский манифест» с нотками расизма!
Со стороны России этот демарш шведского представителя не получил никакой политической оценки, никаких решительных шагов предпринято не было. Видимо, понадеялись, что «само рассосётся», а компромисс позволит получить в будущем какие-нибудь уступки и преференции. Хотя к этому времени Президент РФ Владимир Путин уже выступил на Мюнхенской конференции по безопасности с программной речью, в которой показал наше видение места и роли России в современном мире, определил отношение России к однополярности современной мировой политики, к негативным аспектам деятельности международных организаций. А на самом высоком уровне существовало понимание того, что необходимо принимать самые жёсткие меры в ответ на любые антироссийские и русофобские выступления, вплоть до выхода из Совета Европы.
В результате Москва показала свою слабость и нерешительность, лишилась возможности возглавить авторитетную международную организацию. А коллективный Запад понял, как можно вести себя в отношении России и за какую черту можно переступить, не опасаясь ответа. Именно так, кстати, и начали появляться ростки русофобии и «отмены России», которые пышным цветом расцвели в настоящее время.
Сейчас ситуация изменилась, но, к сожалению, для этого потребовалась глобальная встряска, чтобы Россия начала разбираться со своими не совсем адекватными соседями по «общеевропейскому дому».
15 марта Москва выпустила официальную ноту о выходе из Совета Европы и Европейской конвенции по правам человека. 7 апреля заместитель постоянного представителя РФ при ООН Геннадий Кузьмин заявил, что Россия приняла решение о досрочном прекращении членства в Совете по правам человека (СПЧ). 17 мая глава МИД Сергей Лавров заявил о выходе России из Совета государств Балтийского моря и Парламентской
конференции Балтийского моря в связи с враждебными действиями и ущемлением интересов страны. В июне Госдума приняла законы, предусматривающие, что постановления Европейского суда по правам человека, вынесенные после 15 марта, не будут исполняться в России и перестанут быть основанием для пересмотра решений российских судов. И, наконец, первый зампред комитета Государственной думы РФ по международным делам Светлана Журова сообщила, что в настоящее время парламентарии проводят серьёзную экспертизу всех международных договоров и участия РФ в различных международных организациях.
В общем, от балласта прежних европейских союзов надо избавляться, и чем раньше, тем лучше. Процесс пошёл, но вопросы остались. Почему нападки на Россию перед всем миром не получили адекватного ответа, не были приняты решительные меры, а то, что было сделано, не принесло заметных результатов? Почему впустую ушло время и затраченные усилия, а мы так и не смогли отстоять свои интересы и заручиться сколь-либо значимой международной поддержкой? Как получилось, что РФ финансировала международные организации, которые нас же за наши деньги обливали грязью?
Не думаю, что на протяжении многих лет в советском, а потом и в российском руководстве и внешнеполитическом ведомстве сидели люди, которые не понимали, что происходит. И не считаю, что сейчас подходящее время искать виновных и рвать на себе волосы. Однако получить ответы на эти вопросы необходимо, если мы собираемся двигаться вперёд, не повторяя прошлых ошибок. Если мы хотим построить на месте разрушенной конструкции нечто новое, прочное, а главное – работающее.
В таком случае, во-первых, возрождать европейские политические институты, которые показали свою неспособность обеспечить безопасность и прочный мир на континенте, как мне кажется, не только бессмысленно, но и опасно, если только мы не собираемся сами заложить мину под наше будущее. Нужны структуры, основанные на новых, справедливых принципах, способные противостоять новым вызовам. В прошлом веке к интеграции и сотрудничеству Европу подтолкнула угроза ядерной войны. Сейчас к ней добавились абсолютно реальные угрозы мирового энергетического кризиса и голода.
Во-вторых, не стоит зацикливаться на одной Европе. Россия не только европейская, но и азиатская страна. А ведь есть ещё Ближний и Дальний Восток, Африка, Латинская Америка, много стран, имеющих своё видение и своё понимание безопасности, которые с пониманием относятся к позиции Москвы в конфликте на Украине и не собираются «отменять Россию» и присоединяться к антироссийской кампании, как это уже сделали многие европейцы.
В условиях глобального мира реально работающая система международной безопасности тоже должна быть глобальной, не ограниченной одним регионом, максимально учитывающей интересы всех стран и народов. Создание такой системы – долгосрочная и чрезвычайно сложная задача, настоящий вызов для российской политики и дипломатии. Но решать её придётся в любом случае, и лучше раньше, чем позже.
Валентин Широков
«Литературная газета»