«Власовщина» на марше или окно Овертона
- Опубликовано 15 декабря 2017
- Политэк
- Автор: Николай Ветров
Вероятно, ни в никакие времена история, в смысле историография, не становилась таким прямо-таки убийственным орудием, как нынешние. Переписыванием истории сегодня занимаются не только отдельные профессионалы и энтузиасты, но и целые структуры, содержащиеся фактически за счет своих государств. Достаточно упомянуть лишь Институты национальной памяти в Польше и на Украине. И это вовсе не сообщества ученых-историков, ведущих кропотливые научные поиски в архивах и корректно спорящих со своими оппонентами: «Позвольте, уважаемый коллега, заметить, что Вы неверно трактуете данный документ» и далее в том же духе. Быть несогласным с мнением Института в Польше – автоматически означает для вольнодумца большие сложности в жизни (в научной карьере, в отношении к себе научной братии и т. д.), а на Украине кроме этих последствий такой афронт сопряжен еще и с риском для здоровья. И уже немало свободно-мыслящих политиков, ученых, писателей, публицистов, имевших смелость иметь точку зрения, отличную от официальной, поплатились за это своей жизнью.
В исторической войне, все так же, как на «горячей» войне!
Теперь вопрос: «Кто и против кого ведет эту самую историческую войну?». Может быть, это делаем мы, постоянно приводя свидетельства и факты уничтожения индейцев в США, расовой сегрегации в той же Америке позапрошлого века, разгула антисемитизма в предвоенной Польше, сотрудничества с фашистами фактически всей Европы в борьбе с СССР? Да, нет! Эта война ведется уже многие десятилетия исключительно против нас, за умы наших соотечественников. И с прискорбием надо заметить, что у нападающей стороны есть несомненные успехи.
Вот тот же мальчик из Уренгоя с его выступлением в бундестаге. Мог ли быть такой мальчик в Советском Союзе? Нет и нет! И не потому, что он побоялся бы высказать свою точку зрения или «кровавая гэбня» ему помешала бы. Просто такая точка зрения не укладывалась в головы мальчишек того времени. Мы играли в казаков-разбойников, индейцев и ковбоев, но никогда в наших и фашистов. Те, кто был против нас в той страшной войне, – был для нас фашистом без всяких нюансов. И играть на его стороне было бы просто немыслимо. Мы и они! И никаких компромиссов здесь не было. И быть не могло.
А сегодня подобные компромиссы стали реальностью. Уже не первый года у нас в стране идет дискуссия, совершенно очевидно инициированная на Западе и «заброшенная» к нам, как диверсант, о коллаборационизме в годы Второй Мировой войны в целом, и Великой Отечественной войны в частности. И первую скрипку в этом ангажированном оркестре играет без сомнения фигура Власова. Для людей Советского Союза «власовщина» была однозначным символом предательства, а он сам – изменником и иудой. Известны случаи, когда однофамильцы писали в анкетах: «Родственником генерала-предателя не являюсь».
А сейчас уже никого не шокируют публичные рассуждения некоторых «экспертов» о том, что Власов «был и остается символом сопротивления сталинской тирании», «являлся «третьей силой» в борьбе с фашизмом», что он не мог, мол, не перейти на сторону фашистов, когда его 2-я ударная армия на Волховском фронте оказалась в окружении.
Вот, например, некий «поэт, писатель и издатель Владимир Семенович Батшев», написавший книгу «Власов», изданную в Германии, с гордостью сообщает в интервью «Новой газете»: «Я не первый, кто хочет восстановить доброе имя Андрея Андреевича Власова и миллионов погибших в борьбе с коммунизмом. На Западе существует очень большая литература на эту тему. Проблема «предатель или патриот» здесь давно решена в пользу Власова».
А вот, скажем, участники очередного Форума свободной России — сборища российских оппозиционеров, политэмигрантов и русофобов в Вильнюсе имени Власова не упоминают. Но сам оправдательный тезис, который используют либеральные апологеты по отношению к нему, что, мол, с «неправильным режимом» можно и нужно бороться любыми способами, включая борьбу со своей страной, постоянно звучит с трибуны в столице Литвы. Например, один из главных идеологов нынешних политэмигрантов Гарри Каспаров прямо заявил участникам форума, что ради «свободного мира» Россией можно пожертвовать и для смены путинского режима не нужно бояться распада страны.
Как пишет политолог А. Носович, Каспаров подчеркнул, что оба раза: в 1917 и 1991 годах — разрушение авторитарного политического режима в России сопровождалось разрушением всей страны. Поэтому демократически настроенные россияне, которые жаждут избавления России от Путина, должны быть готовы к разрушению страны в третий раз.
Между тем, стоит напомнить апологетам Власова, что понятия «предатель Родины» никто пока не отменял, и Власов - это «черное» и постыдное пятно в истории Великой Отечественной войны, когда боевой генерал проявил личную трусость и перешел на сторону врага, а затем с оружием в руках боролся против Родины.
И не надо кивать на «безысходное положение» и «естественный выбор» Власова. Давайте вспомним настоящих героев, которые оказывались тогда перед таким же выбором, что и Власов – измена или смерть.
Например, генерала Д.М. Карбышева, попавшего в плен. Власов долго уговаривал его вступить в свою так называемую Русскую освободительную армию. Но Карбышев выбрал смерть, а не измену.
Или – командующего Юго-Западным фронтом генерала М.П. Кирпонос, который после разгрома его войск застрелился, чтобы не попасть в плен.
Или - генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина. Он, будучи раненым, попал в немецкий плен. Фашисты предложили ему сотрудничество. Но Лукин отказался, и до конца войны сидел в концлагере. Сталин знал о его мужественном поведении в плену, и, после освобождения принял решение оставить его служить в Красной Армии.
Или - генерала М. Г. Ефремова, командующего 33-й армией. Его армия во время Ржевско-Вяземской операции ушла в глубокий прорыв и была окружена. Раненый генерал предпочел смерть плену и бесчестью – он застрелился.
Известна история о немецком генерале, который в тот день находился в тех местах, где погиб Ефремов, и который заявил своим солдатам: «Вы должны сражаться за Германию так же храбро и мужественно, как этот генерал за свою Родину!».
Кстати говоря, и на Западе отношение к своим предателям было тоже однозначным. Можно вспомнить, например, историю маршала А.Ф. Петэна, который в 1914 году спас Париж от захвата немцами. В 1940 году он возглавил так называемое вишистское правительство, фактически пойдя на сговор с Гитлером. Уже при жизни Петен получил от соотечественников позорное прозвище Пютен (фр. putain — «шлюха»). После войны его судили как одного из лидеров коллаборационистского режима. Его приговорили к смерти, которую генерал де Голль, в силу преклонного возраста Петэна, заменил пожизненным заключением.
Или - норвежского коллаборациониста В. Квислинга, который в 1945 г. был казнён расстрельным взводом у крепости Акерсхус в Осло.
Сегодня «власовщина» на марше - окно Овертона распахивается все шире и шире. И если завтра другой мальчик, скажем, из Саратова где-нибудь публично заявит, что Власов, мол, «настоящий герой, который до последнего вздоха боролся с античеловеческим большевистским режимом», а Карбышев, Лукин, Ефремов, Кирпонос и иже с ними «сталинисты и тупые фанатики», это будет означать, что великую войну за души и умы россиян мы проиграли – бесповоротно и окончательно. Не допустить этого – пока что в наших силах.
Николай Ветров, Агентство СЗК