«Окна Овертона» по-болгарски

На днях министр иностранных дел Болгарии Даниел Митов опубликовал в газете «24 часа»  статью «Болгарская память и история не нуждаются в регулировщике».

Много о чем поведал в сем опусе глава внешнеполитического ведомства Болгарии. Но ударный тезис министра, на мой взгляд, таков: «Исторический опыт никогда не приходит один. Обычно он сопровождается и достоинством. Именно достоинство побуждает нас уточнить, что болгарский народ хорошо помнит как русские освободительные войска в 1877—1878 годах, так и советскую оккупацию в 1944 году». Вот оно как, теперь и в Болгарии заговорили о нас, как об оккупантах.

Думается, здесь надо пояснить, что вызвало сдержанно-гневную отповедь Митова.  

19 февраля Народное собрание Болгарии (болгарский парламент) приняло решение о создании временной комиссии по изучению фактов и обстоятельств, связанных с утверждениями о вмешательстве России и Турции во внутреннюю политику страны. Предполагается, что комиссия будет работать два месяца.

Статья главы МИД Болгарии последовала за заявлением официального представителя МИД России Марии Захаровой, прокомментировавшей решение болгарского парламента о создании этой комиссии.

«История действительно знает примеры своеобразного так называемого «вмешательства» России во внутренние дела Болгарии, когда русский солдат приходил на территорию этой страны с оружием в руках, для того чтобы противостоять фашизму и освободить своих братьев от зла. Ранее — освободить славян от пятивекового ига той же Турции», — напомнила Захарова.

«Возникает опасение, что в болгарском обществе, с подачи таких парламентариев, политиков может начаться «неомаккартизм», — сказала Захарова, добавив, что «цинизм подобных шагов инициаторов заключается ещё и в том, что пресловутая комиссия была создана в преддверии 138-й годовщины освобождения Болгарии от османского ига».

Высказывание Митова, наверное, уже не должно не то что шокировать, но даже серьезно возмущать нас, россиян. За годы, последовавшие после распада СССР, мы стали свидетелями, как практически все наши союзники из соцлагеря и бывшие республики Советского Союза превратились в наших, как бы это помягче сказать, оппонентов. У каждого из них оказался припасенным за пазухой большой-пребольшой булыжник.

Болгария, как видно, не оказалась исключением. Обидно вот что – на протяжении более ста лет мы считали народ этой балканской страны не то что дружественным нам, а даже родственным, «братушками». Но, видимо, мы заблуждались.

А начало, этой, как нам казалось «вечной дружбы», началось со времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Тогда русские солдаты воевали за освобождение балканских христиан, и болгар в том числе, от турок.

Эта война обошлась России более 15 тыс. убитых и около 90 тыс. умерших от болезней и ран. Для Болгарии наша победа означала освобождение от османского ига и восстановление государственности после ее утраты в 1396 г.

Уже в конце в конце XIX века в Болгарии воцарилась немецкая по происхождению династия Кобургов, которая, в общем-то, ориентировалась на Германию.

В результате Болгария в период Первой мировой войны воевала в так называемом Четвертном союзе на стороне Австро-Венгрии и Германии. А в годы Второй мировой войны она оказалась в коалиции с Гитлером. То есть, и одном, и в другом случае она была в состоянии войны с Россией, а потом с СССР.

В сентябре 1944 г. советские войска освободили Болгарию от фашистов, так считаем мы, или оккупировали ее, по мнению нынешнего министра иностранных дел. Сколько болгар разделяют его точку зрения – неизвестно.

Странные, нетипичные оккупанты мы, впрочем, были. Вместо того, чтобы наложить лапу на все богатства «оккупированной» страны, в октябре 1944 г., например, командование 3-го Украинского фронта предоставило Болгарии для проведения посевной кампании 595 тонн горючего и нефтепродуктов. Кроме того, пароходству в Русе были переданы несколько судов, а военнослужащие и техника 3-го Украинского фронта приняли участие в восстановлении железных дорог и мостов.

В январе 1945 г. СССР предоставил Болгарии 2065 тонн горючего для торгового флота и 800 тонн хлопка для текстильных предприятий (которым угрожало закрытие из-за прекращения поставок сырья. Потом много чего еще предавали, предоставляли, поставляли, хотя самим этого не хватало.

После войны — благодаря Советскому Союзу болгарам оставили Добруджу — область, которая с 1919 года в соответствии с Парижской мирной конференцией окончательно вроде бы вошла в состав Румынии.

С помощью СССР была создана пищевая промышленность Болгарии, продукция которой поставлялась на экспорт, в том числе в СССР. Удельный вес Болгарии во внешнеторговом обороте СССР составлял 8-10 %, что позволяло ей быть третьим внешнеторговым партнером СССР. Старшее поколение россиян помнит и сигареты «Стюардесса», и вкусный томатный сок, и болгарский кетчуп, который назывался «Соус «Шашлычный соус».

При нашем содействии строились нефтепровод Бургас-Александропулос, атомная  электростанция «Козлодуй» и многие другие народнохозяйственные объекты в Болгарии.

Дружба, во всяком случае, со стороны Болгарии, кончилась после распада СССР. Болгария так стремилась в «лоно цивилизации» ЕС, что легко и просто отбрасывала то, что было лишним, как ей казалось, - историческую память. И всеми силами пыталась доказать свою лояльность брюссельскому крайкому и вашингтонскому обкому, не заметив, что, вытягиваясь во фрунт перед  «большими дядями», она вместе с этим утрачивала свою суверенность.      

В Болгарии стали массово переименовывать улицы, названных в честь советских военачальников и болгарских антифашистов. Памятники нашим воинам начали приходить в запустение. Памятник Толбухину в Софии в 1990 г. был демонтирован. Того же «Алешу» в Пловдиве, о котором написана знаменитая песня, неоднократно подвергали осквернению.

Например, в прошлом году на «Алешу» надели красную накидку, а рот завязали черной повязкой.

Мэр города Пловдив заявил, что этот поступок «не лишен чувства юмора». «Памятник не был поврежден, ни о каком вандализме речи не идет», - заявил он. Какой милый цинизм!

Доказываю свою лояльность, София с энтузиазмом поддержала санкции ЕС против России, назвав их «инструментом сдерживания российской агрессии». При этом она потеряла в России огромный рынок для сбыта продукции своего сельского хозяйства и понесла немалые убытки. Потом под давлением Брюсселя отказалась от уже согласованной прокладки по болгарской территории газопровода «Южный поток». При этом для Болгарии убытки и упущенная выгода в связи с таким решением оказались наибольшими среди всех участников проекта.

Стоит, правда, отметить, что ныне в Софии просто мечтают, чтобы Россия вновь занялась реализацией проекта «Южный поток». Но, думается, что этот проект для России уже не актуален.

И вот в качестве десерта – заявление Митова о «советской оккупации». Это - наглядная иллюстрация того, как работает «окно Овертона» -  способ социально-информационного управления людьми и всем обществом, с помощью которого можно доказать недоказуемое и, самое главное, внушить это населению. Например, такие «истины», как «черное – это белое», «война – это мир» или «СССР и Россия, как его правопреемница, виновны в оккупации». Список подобных «истин» зависит лишь от политической конъюнктуры и  заказа. В принципе, можно ждать следующих обвинений – в массовых убийствах или даже геноциде со стороны Советской Армии или «кровавой гэбни».

Остается надеяться, что мнение простых болгар не совпадает с позицией их правящей элиты, и граждане Болгарии не утратят здравого смысла и не поддадутся все-таки манипулятивным технологиям.

 

Автор
агентство ФинЭк

Виталий Лоськов

Похожие статьи