Как изменится судьба Байконура после запуска с Восточного
- Опубликовано 30 апреля 2016
- Политэк
- Автор: Филипп Прокудин
28 апреля на космодроме Восточный был произведен первый космический старт. Теперь у России есть еще один действующий космодром, и перед властями встает вопрос о 115 миллионах долларов в год, которые Москва сейчас платит Астане за аренду Байконура. Вспомним историю космических взаимоотношений с Казахстаном и задумаемся, так ли необходима России стартовая площадка на территории иностранного государства.
Погром в космической гавани
Договор об аренде Байконура был заключен в 1994 году. До этого в главной космической гавани планеты, оказавшейся в суверенном Казахстане, происходили события, достойные фильма «Беспредел». Вот только два эпизода. В 1992 году в военно-строительной части Казахстана, расположенной на территории Байконура, в результате конфликта между солдатами и офицером произошли погромы. В результате «из кассы части похищено 35 тысяч рублей, угнано 17 автомашин». В 1993 году администрация Ленинска (так назывался город при космодроме до 1995 года) пожаловалась на казахстанских военнослужащих, совершивших поджоги и разгромивших служебные помещения.
Что ждет космодром Восточный после первого в истории запуска
Состояние жилищно-коммунального хозяйства также оставляло желать лучшего. В сентябре 1994 года администрация города Ленинска решала вопрос закупки большой партии кирпичей — зимой надо было заложить окна и двери покинутых квартир, чтобы тепло как-то держалось в тех помещениях, где еще остались жильцы.
В декабре того же года Алма-Ата и Москва урегулировали правовой статус космодрома, заключив договор аренды. В 2004 году уже Астана и Москва продлили срок использования Байконура Россией до 2050 года.
Сайгаки — против!
С того момента, как Байконур оказался за границей, аварии при запусках стали не только технической, но и политической проблемой.
В 1999 году произошло две аварии «Протонов». Власти Казахстана отреагировали жестко — в июле того же года наложили запрет на запуски любых ракет-носителей с Байконура, подняли вопрос о погашении задолженности Москвы по аренде, выразили желание ввести квоты на запуски экологически опасных носителей.
В сентябре 2007-го возле казахстанского города Джезказган упал запущенный с Байконура «Протон-М». В регионе с рабочей поездкой как раз находился президент республики Нурсултан Назарбаев. Астана немедленно ввела запрет на запуск «Протонов».
С определенного момента тему гептила в республике в формате «платить и каяться» начали раскачивать общественные деятели. В июле 2013-го после падения «Протона-М» у генконсульства России в Алма-Ате состоялась акция протеста .
Плакаты гласили: «Российские полигоны нужно закрыть!», «Гептил — геноцид». Один из участников пикета заявил журналистам, что «ракеты уродуют население Казахстана, и если русские хотят, чтобы их дети рождались инвалидами, то пусть переносят эти полигоны на свои земли».
Вскоре группа активистов основала движение «Антигептил», чтобы «консолидировать усилия общественности страны по противостоянию трагедиям, наподобие случившейся в "Байконуре" после крушения ракетоносителя».
Роскосмос организовал работы по дезактивации зараженной земли. Тем не менее, как сообщали СМИ со ссылкой на источник в российском космическом ведомстве, казахстанская сторона не спешила давать разрешение на новые старты. «На наш взгляд, причина здесь не в том, что мы что-то не доделали, просто на нас таким образом пытаются оказать давление», — привели журналисты мнение представителя Роскосмоса.
Участники «Антигептила» открыли страницы в социальных сетях и проводили акции — с элементами шоу и грозными заявлениями. Так, во время одного из хэппенингов активист менял казахский национальный костюм на русский, а затем снова на казахский. Постоянно твердили об «экологическом геноциде казахов».
В 2015 году общественники обвинили гептил в массовой гибели сайгаков в степях Казахстана. В центре Астаны активисты изобразили сайгаков, умирающих от ракетного топлива.
«В полное владение Казахстану»
На этом фоне официальные лица Казахстана периодически делали заявления о сроках передачи Байконура республике. В 2010 году глава профильного предприятия «Казахстан гарыш сапары» («Казахстанские космические сообщения») Габдуллатиф Мурзакулов сообщил, что космическая программа страны на 2010-2014 годы предполагает постепенную передачу космодрома «Байконур» в полное владение Казахстану.
Тогда же член комитета Госдумы по обороне Михаил Ненашев открыто признал настойчивые попытки Казкосмоса «уйти» Россию с Байконура. Депутат напомнил, что за предыдущие 10 лет аренды космодрома Москва перечислила «стратегическому партнеру» 1 миллиард 265 миллионов долларов плюс сотни миллионов долларов компенсаций за эксплуатацию отдельных объектов, списаны государственные долги Казахстана. И подчеркнул, что поведение Астаны наносит вред российским интересам, — в частности, казахстанские чиновники затягивают согласование необходимых нормативных актов.
А в 2012 году глава Казкосмоса Талгат Мусабаев и вовсе объявил, что соглашение об аренде Байконура, заключенное в 1994 году, «отработало свое». По его словам, республика будет постепенно «отходить от арендных отношений». Начать этот процесс, по его мнению, стоило бы с площадок пуска ракет «Зенит». «Это будет огромный шаг вперед для Казахстана», — отметил Мусабаев. Но планы национального освоения космоса оказались в тупике. Дело в том, что ракета-носитель «Зенит» изготавливается на днепропетровском «Южмаше», а после смены власти на Украине производство приостановлено. Не меньше трудностей и с кадрами — профильное обучение предполагалось запустить только в 2016 году. Но никакой конкретики до сих пор нет — как Казахстан намерен готовить космонавтов и обслуживающий персонал для Байконура, решительно непонятно.
Раз спутник, два спутник
В Казахстане дважды запускали собственный телекоммуникационный спутник. С KazSat-1 (российского производства) сразу была потеряна связь, и он ушел в неуправляемый полет. KazSat-2 (также российского производства) был загружен лишь частично из-за неудачи с предшественником — операторы впрок закупили ресурсы на других аппаратах. И только с KazSat-3 в 2014-м все прошло гладко. В 2015-м казахстанская сторона приняла по акту у российской стороны работу по созданию одноименной системы космической связи.
Астана пытается развивать сотрудничество и с другими производителями космической техники. В частности, в республике широко освещалась совместная с Францией программа, в рамках которой в апреле 2014 года с космодрома Куру во Французской Гвиане был запущен первый казахстанский спутник дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения KazEOSat-1. Аппарат создан французской компанией Airbus Defence and Space. Отношения развиваются по восходящей — во всяком случае, сборочно-испытательный комплекс для космических аппаратов Казахстан также строит в сотрудничестве с Францией. Помимо этого, озвучивались планы о покорении космоса в партнерстве с Саудовской Аравией, ОАЭ, Индией, Южной Кореей и Японией, однако дальше слов дело не пошло.
В итоге в декабре 2015 года, когда в скором открытии российского космодрома Восточный не было никаких сомнений, Назарбаев признал, что Казахстан просто не имеет возможности содержать Байконур. Поэтому вряд ли Астана станет настаивать на изменении сложившегося статус-кво. Впрочем, невыгодно это и России — казахстанский космодром, скорее всего, так и останется в ближайшие годы основной площадкой для тяжелых ракет. Запуск сверхтяжелой «Ангары-А5В» на космодроме Восточный планируется только в 2026 году. Кроме того, Восточный расположен на шесть градусов севернее, чем Байконур (а масса выводимой полезной нагрузки тем больше, чем ближе космодром к экватору).
В общем, Россия вряд ли уйдет с Байконура по собственной инициативе. Но политизация сотрудничества Астаны и Москвы на казахстанском космодроме резко пойдет на спад. Собственно, это случилось еще в 2015 году, когда окончательно прояснились перспективы Восточного. Протестные акции и выпады казахстанских чиновников в адрес России резко — словно по команде — прекратились, а переговорщики внезапно переключились на конструктивную волну. Восточный стоило построить хотя бы ради этого.