Крым. Всё хорошо, прекрасная маркиза?

Начался третий курортный сезон русского Крыма. Весной 2014 г. киевские СМИ предсказывали, что Крым будет безлюдным и голодным. Однако, несмотря на блокаду, число отдыхающих на полуострове растет из года в год. И, по моим прогнозам, в этом году там отдохнет как минимум на 20% больше россиян, чем в 2015 г.

Но все ли в Крыму соответствует бравурным сообщениям наших СМИ? К блокаде и санкциям Россия привыкла уже в течение последних 800 лет. Однако и при царях, и при комиссарах были две куда более страшные беды — «дураки и дороги».

Начну с дорог. После установления Украиной блокады главным путем в Крым стал воздушный. Спору нет, Симферопольский аэродром был капитально модернизирован, и за последние два года его пропускная способность существенно возросла.

Но из единственного в Крыму аэропорта до Севастополя нужно ехать несколько километров по ломанным улицам Симферополя, а потом по двухполосному шоссе «обгон воспрещен». Уходит 2—3 часа, в зависимости от «пробок».

А ведь в городской черте Севастополя целых два аэродрома — «Бельбек» и «Мыс Херсонес». Оба с бетонным покрытием, оба в советское время принимали сверхзвуковые реактивные самолеты.  До февраля 2014 г. из Бельбека авиалайнеры возили пассажиров в десятки городов России и Украины. Сейчас Бельбек отдали военным. Однако, как я наблюдал с пляжа в Любимовке в 2014 и 2015 гг. на него ежедневно садятся и пассажирские самолеты. Вот кто на их борту…

Кроме них в Крыму в советское время был еще десяток аэродромов с бетонными ВПП. На них базировалось пять полков дальней авиации, а в Багерово недалеко от Керчи находился испытательный центр, где проводились даже космические исследования. Риторический вопрос, неужели за 2,5 года нельзя было ввести в строй хотя бы 2—3 аэродрома?

 

Керченский мост

Министр транспорта Максим Соколов обещал завершить все строительные работы по Керченскому мосту к 16 декабря 2018 г. Предположим, так и будет. По мосту проедутся несколько автомобилей, пройдет поезд. Но у нас принято после ввода вести доделки и переделки несколько месяцев, а то и лет. Вспомним мост на остров Русский. Пока нам никто не объявил, сколько будет стоить проезд по Керченскому мосту. Если бы мост проектировался бесплатным, власти давно бы ударили в литавры.

Вопреки обещаниям Керченский мост не может заменить коммуникации, существовавшие до 2014 г. Тогда на полуостров шли две железные и две шоссейные дороги — на северо-западе через Армянск и на северо-востоке через Арабатскую стрелку. Расстояние между ними составляло около 65 км. А о шоссейной дороге через Красноармейск я даже не упоминаю. Плюс Керченская переправа. А с 2019 г. весь потом автомобильного транспорта пойдет по узенькому шоссе Керчь — Феодосия. Уже сейчас огромные пробки на шоссе Симферополь — Феодосия и Феодосия — Керчь.

При царях и комиссарах между портами Кавказа с одной стороны и Феодосией, Ялтой и Севастополем с другой в течение 150 лет курсировали многие десятки пассажирских и транспортных судов от огромных лайнеров типа «Иван Франко» до небольших прогулочных судов. Так, в 1960—1980-х годах между Сочи и Ялтой регулярно ходили суда на подводных крыльях. Время в пути — около 6 часов.

Летом шторма на Черном море бывают редко, и каботаж между Крымом и Кавказом способны совершать даже моторные лодки, что массово и делалось в 1918—1921 гг. и 1941—1944 гг. А в августе 1925 г. генсек Сталин прошел из Сочи в Ялту на моторном беспалубном катере «Урицкий», и не ради каких-то государственных дел, а просто захотел посмотреть отремонтированный дом отдыха «Мухалатка».

Ну а сейчас впервые за 180 лет (!) нет никакого пассажирского сообщения между Крымом и Кавказом, если, конечно, не считать тех же керченских паромов.

Инфраструктурой Крыма в последние два года почти никто не занимается. О бедах Крыма можно написать целую книгу. Так, например, время прибытия «скорой» в Севастополе увеличилось в 2—3 раза. Цены на продовольствие на севастопольских рынках возросли в 4 более раза. Так, говяжья вырезка стоит свыше 1000 руб.

И в такой весьма сложной обстановке наблюдается массовое нашествие людей в Крым на ПМЖ. Давайте четко разграничим отдыхающих и людей, приезжающих на ПМЖ. Первых можно назвать донорами, а вторых — вампирами.

Украинская блокада Крыма отсекла от полуострова почти всех «дешевых» туристов, то есть тех, кто приезжал на старых автомобилях со своими палатками, салом, тушенкой и бульбой.

Отдыхающие среднего класса останавливаются в пансионатах или частном секторе, почти ежедневно ходят в рестораны, дельфинарии, музеи, катаются в горах на джипах и осликах и т.д., и т.п. Такой отдыхающий оставляет за день в Крыму от 2 до 20 тыс. рублей. Зато в медучреждения он обращается в крайне редких исключительных случаях, и уж совсем не пользуется детсадами, школами, вузами, не получат пенсию в Крыму и т.д. Это все потребляют «вампиры». Причем «вампир» может быть и «новым русским». Купил под виллу реликтовую рощу в Ласпи и приезжает туда на несколько дней в году. Зато его вилла успешно потребляет электроэнергию, газ, воду, которых так не хватает крымчанам.

В Симферопольском аэропорту вас встречает огромный плакат: «Покупайте жилье в Крыму с выгодной ипотекой и т.д., и т.п.» А на фото самый центр Ялты. В итоге в Крым рвутся сотни тысяч пенсионеров, женщин с детьми, беженцев с Украины и т.п. Подавляющее большинство из них и не планирует работать в Крыму. А ежели кто и захочет, то в Крыму тотальная безработица. Маленький пример. Родственник моих знакомых в Севастополе, первоклассный программист с университетским образованием, устроился работать на 16 тыс. руб. и «рад до соплей».

Ялте и Севастополю грозит участь подмосковного Одинцова. Я в 5—12 лет жил на даче рядом с Одинцовом и прекрасно знаю, какие там были красивые дачи и деревянные особняки конца XIX — начала ХХ века. Сейчас там тысячи бетонных коробок. По числу жителей на кв. километр Одинцово переплюнуло Шанхай, который всегда был символом перенаселенности.

Но у Ялты и Севастополя по сравнению с Одинцовым есть принципиальная разница. В Одинцово поселились десятки тысяч чиновников, преподавателей, врачей и всяческого «офисного планктона», работающего в супер-мегаполисе Большая Москва. А в Крыму, повторяю, безработица. Тот же Севастополь на 60% дотационный город. Сейчас там 350 тыс. жителей, а воротилы строительного бизнеса обещают в течение нескольких лет застроить город 30-этажными небоскребами и довести его население до миллиона. Понятно, что из 650 тысяч новых жителей практически все будут «вампирами».

А сколько тысяч чиновников перебралось в Севастополь из Центральной России. Всех так тянет к морю.

 

Константиновская батарея

Уже 5 мая 2014 г. совет Русского географического общества единогласно решил создать новое отделение в Севастополе. Проконсультироваться с севастопольским Законодательным собранием им даже в голову не пришло. И вот уже оное общество захватило парадные ворота Севастополя — Константиновскую батарею.

В ходе переделок капитально был изменен вид батареи, построенной еще при адмирале Лазареве. Это особенно резко бросается в глаза по сравнению с однотипной Михайловской батареей, на которую еще никто не успел положить лапу. Мало того, вместе с Константиновской «географы» захватили две бетонные батареи времен Николая II. Они построили роскошные пирсы, дорожки, дорогие фонари. Подходы к батарее охраняют автоматчики. Ну а последние 10 месяцев вообще никакие работы там не ведутся. Посмотрели бы эти географы, какие ужасные дороги на Северной стороне ведут к этой батарее.

Севастополь постоянно трясет от оригинальных инициатив, выдуманных заезжими отставными адмиралами. Вот, к примеру, весной 2016 г. в Севастополь решили перевести отделение «Пансиона воспитанниц МО РФ». Что же, во всей огромной России не нашлось места для пансиона благородных девиц?

Адмиралы и чиновники решили выселить Высшее Нахимовское училище из занимаемых им уже более 75 лет корпусов и отправить «в места не столь отдаленные» — в парк Победы, а взамен поселить там пансионерок.

Адмиралам плевать, что территория училища обильно полита кровью тысяч защитников Севастополя, среди которых были курсанты училища им. Нахимова. На территории училища расположены несколько батарей, построенных еще во времена Николая II, которые участвовали в обороне города в 1941—1942 гг., а также береговые батареи советского периода. Увы, кому-то из адмиралов понравились красивые бухты и пляжи на территории училища.

Жемчужиной Севастополя считается музей-заповедник Херсонес Таврический. В 1913 г. Херсонес был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но вот 29 июля 2015 г. губернатор Севастополя С.И. Меняйло заявил, что он назначил генеральным директором Национального заповедника «Херсонес Таврический» «благочинного Севастопольского округа Симферопольской и Крымской епархии протоиерея Сергия Халюту, и что это согласовано с Министерством культуры РФ и патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Коллектив заповедника неодобрительно отнесся к назначению “церковного человека на светскую должность”».

Халюта даже не имеет высшего светского образования.

В конце концов под нажимом ученых Москвы и Севастополя наш адмирал отказался от назначения Халюты.

Собственно, ведь история с господином Халютой была пробным шаром. Некие влиятельные силы в Москве озаботились созданием на территории заповедника и примыкающего к нему автобата Черноморского флота грандиозного Паломнического центра и Музея истории христианства.

Я не против строительства Музея истории христианства, но в континентальной России есть многие десятки древних монастырей как обитаемых, так и заброшенных. А вот античный языческий город у нас один.

 

Севморзавод

Ну а главное сейчас, Крыму и Севастополю нужны не паломнические центры, не географические общества, не пансионы благородных девиц. Крыму как воздух нужны 2—3 восстановленных гражданских аэропорта, реконструкция автомобильных и железных дорог, приведение в порядок сотен домов отдыха и санаториев, ввод в строй Севморзавода, феодосийского завода «Море» и десятков других брошенных предприятий.

Я уже не говорю о создании новых высокотехнологичных предприятий, как, например, «Таврида Электрик». Но оно по-прежнему одно на полуострове. Наконец, следует освоить огромные запасы углеводородов на Крымском шельфе.

Все вышесказанное является первейшей государственной необходимостью. Ну а, с другой стороны, крупные вложения в инфраструктуру Крыма и в его курорты, изыскания на шельфе принесут вкладчикам огромные дивиденды.

 

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для агентства ФинЭк

 

Фото: http://ladyadvice.ru/plyazhniy-otdykh/kogda-mozhno-kupatsya-v-krymu/; http://forpost-sevastopol.ru/media/k2/items/cache/15a41d3bd58ede7a3e0d75a50ae018d2_XL.jpg; http://crimeaz.ru/dostoprimechatelnosti-yubk/dostoprimechatelnosti-sevastopolya/378-konstantinovskaya-batareya.html; http://www.e-crimea.info/node/78835

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи
Изнанка ситуации
24 марта 2022

Изнанка ситуации

Первое дело в любом процессе - слаженность элементов. Иначе ни паровоз не поедет, ни пароход не поплывёт, ни урожай...