Александр Широкорад: Стреляли ли финны по Ленинграду?
- Опубликовано 19 июля 2017
- Политэк
- Автор: Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
В начале осени 1941 года началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. С первых дней блокады Ленинграда фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. Цель обстрелов - разрушение жилых зданий, музеев, дворцов, школ, больниц и истребление жителей Ленинграда.
Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено 150 тысяч снарядов.
Кто стрелял по Ленинграду? Как кто – немцы, конечно. Они же блокировали город на Неве. Да, конечно, с юга город блокировали немецкие войска. А вот с севера и северо-запада кольцо блокады замыкали…финны. И этот факт у нас как-то забывается что ли.
«Миролюбивая» Финляндия
Советское правительство всеми силами хотело выкорчевать у нашего народа память о трех кровавых войнах с Финляндией: 1918—1922 гг., 1939—1940 гг. и 1941—1944 гг. Цель вроде бы благая — укрепление дружбы между советским и финским народами.
Но вот грянула «перестройка», и на нас обрушился 9-й вал наглой лжи. О войне 1918—1920 гг., когда Маннергейм пытался захватить Кольский полуостров и всю Карелию, по-прежнему никто не вспоминал. Зато только очень ленивый журналист не писал о советской агрессии в 1939 г. и 1941 г. против маленького миролюбивого государства.
Тем не менее, «миролюбивая» Финляндия в 1930-х годах имела территориальные претензии в процентном отношении к своей площади в квадратных километрах гораздо большие, чем Третий рейх или Италия, и даже большие, чем Польша. А в процентном отношении число солдат, членов «охранных отрядов» (шюцкора — финского СС) и других военизированных мужских, женских и юношеских организаций было куда выше, чем в любом другом государстве мира, включая Германию и СССР.
Нам сейчас рассказывают сказочки, что финны в 1941 г. вышли на линию своей старой границы и там решили остановиться. Пардон, а как вся Карелия стала финской, и почему там все русское население было заключено в концлагеря?
Ну а на Карельском перешейке финны в июле 1941 г. прорвались сквозь недостроенные укрепления на новой границе, но были остановлены на линии мощных укреплений, строившихся с начала 1920-х годов на старой границе.
А главное, финнов, как и немцев под Ленинградом остановил огненный шквал тяжелых орудий. Стреляли многие сотни стволов крупного и среднего калибра — фортов Кронштадта, кораблей Балтийского флота и даже пять батарей калибра 100—406 мм полигона на Ржевке.
Ленинград в блокаде: с юга город блокировали немецкие войска, а вот с севера и северо-запада кольцо блокады замыкали…финны
Итак, немцам и финнам не удалось взять Ленинград. И тогда немцы со всей Европы собрали самые мощные артиллерийские системы до 520-мм калибра включительно и попытались уничтожить Ленинград артиллерийским огнем.
А стреляли ли по Ленинграду финны? Нет! — во весь голос заявляют наши историки, а экскурсоводы с большим удовольствием показывают нам таблички на ленинградских улицах с надписью «Эта сторона наиболее опасна при обстреле». Мол, палили только немцы, а добродушные финны принципиально не хотели стрелять в направлении Ленинграда. Да и дальнобойной артиллерии у них не было, — утверждают весьма компетентные историки.
Любопытно, как же тогда с финского берега залива на дистанцию 21—23 км велся огонь по форту «Красная Горка» и другим фортам, острову Котлин, району Лисьего Носа и т. п.? Эти многочисленные обстрелы подтверждены целым рядом свидетельств. Да и дальнобойные пушки у финнов были.
Финский арсенал
Не будем забывать, что еще Александр I называл Финляндию «крепкой подушкой Петербурга». И к 1917 г. все северное побережье Финского залива от Аландских островов до Выборга было буквально усеяно русскими береговыми батареями. Всего свыше 150 дальнобойных орудий калибра 305, 254, 234, 203, 152 и 130 мм. Практически все они в целости и сохранности достались белым финнам.
После 1918 г. финны получали тяжелые орудия из Швеции, Германии, Англии и Франции. Так, к примеру, немцы предоставили им 211-мм полевые мортиры, а Франция в 1940 г. — восемь стволов 305/52-мм пушек с линкора «Император Александр III», который в 1920 г. Врангель угнал в Бизерту. В 1940 г. англичане доставили в Финляндию семь 152/46-мм дальнобойных пушек MK.VII.
К 22 июня 1941 г. большинство тяжелых стационарных морских орудий находилось на батареях береговой обороны Финляндии, и они, естественно, не могли доставать до Кронштадта и Ленинграда, поскольку в марте 1940 г. граница на Карельском перешейке была отодвинута на многие десятки километров.
Однако с началом войны несколько тяжелых орудий до 254-мм калибра включительно были установлены финнами в полуразрушенном форте «Ино». Оттуда они обстреливали остров Котлин, форты «Красная Горка», «Обручев» («Красногвардейский»), «Тотлебен» («Первомайский») и др.
Наибольшую же опасность для Ленинграда и Кронштадта представляли собой финские железнодорожные установки. Несколько 152/45-мм пушек Кане были поставлены финнами на железнодорожные транспортеры. У финнов пушки Кане стреляли на дальность 20 км. В 1940 г. были разработаны проекты установки семи 152/46-мм английских пушек MK.VII на четырехосные железнодорожные транспортеры. На оборудование такого транспортера в Гражданскую войну у белых и красных и в 1941 г. в Ленинграде уходило не более месяца. Но финны что-то темнят. Они утверждают, что пушки MK.VIII стреляли в 1941 г. по Ханко, а что было с ними после эвакуации полуострова в ноябре 1941 г.? Что, пушки MK.VII в запас отправили?
В июле 1941 г. на Карельском перешейке произошла поистине детективная история — финны захватили там два 180-мм железнодорожных транспортера ТМ-1-180, три вагона-погреба, около 310 снарядов и 270 зарядов, несколько вагонов и паровоз.
Почему же история детективная? Да наши военные не признались в утере оных 180-мм транспортеров. Мало того, даже в совершенно секретных изданиях нет никаких упоминаний о деятельности 180-мм 12-й и 18-й железнодорожных батарей на Карельском перешейке летом 1941 г. Первое упоминание в «Хронике…» о действии 180-мм железнодорожных орудий относится к 5 августа 1941 г., когда они вели огонь по немцам в районе реки Луга, в районах Муравейно, Лычно (3 км северо-западнее Сабска).
254-мм пушка на станке Дурляхера, переделанная финнами
Но злодеи-финны опубликовали даже номера стволов захваченных 180-мм пушек — № 86 и № 102. Косвенным подтверждением правоты финнов служит факт, что в ряде сообщений первых месяцев войны о 12-й и 18-й батареях речь идет всего о трех транспортерах при их штатном количестве в батарее — четыре. Так, по 12-й батарее подобные данные появляются уже в июле 1941 г.
22 сентября 1941 г. «испорченный» 180-мм ствол № 102 был отправлен в ремонт на финский государственный завод VVT.
Из транспортеров ТМ-1-180 (у финнов они получили название 180/57 NRaut) была сформирована 1-я железнодорожная батарея, позже вошедшая в состав отдельного 2-го полка береговой артиллерии (RTR 2) и действовавшая, по крайней мере, по июнь 1944 г. на участке Выборг — Койвисто — Терийоки. В районе Яппиля — Ино было несколько оборудованных позиций. Командированные с завода VVT специалисты к концу сентября 1941 г. отремонтировали небольшие повреждения ствола № 86, и ствол был опробован стрельбой для измерения начальной скорости снаряда. Были получены данные по предельной дальности стрельбы в 34,5—37,7 км.
Финские железнодорожные установки обычно действовали в районе железнодорожных станций Куоккала и Оллила (ныне Репино и Солнечное). Оттуда 180-мм пушки могли обстреливать большую часть Ленинграда, а 152-мм установки Кане доставали до Ольгино и Старой деревни.
Первоначально 1-я железнодорожная батарея была одноорудийной, но 25 декабря 1941 г. из VVT прибыла отремонтированная вторая железнодорожная установка.
Детектив продолжается
А теперь перейдем ко второй детективной истории.
В ноябре 1941 г. при оставлении Ханко наши отцы-командиры доложили, что они взорвали три 305-мм установки из ТМ-3-12 9-й железнодорожной батареи и четыре 180-мм установки ТМ-1-180 из 17-й железнодорожной батареи. На самом деле все эти установки были выведены из строя частично и подлежали восстановлению. 180-мм железнодорожные транспортеры были немедленно отправлены финнами с Ханко в ремонт на государственный артиллерийский завод в Ювяскюля, где и были произведены основные работы по восстановлению советских транспортеров. Ювяксюльский артиллерийский завод был построен в рамках военной программы Финляндии перед самой Зимней войной. Его цеха были вырублены в монолитной скале в 300—400 км севернее Хельсинки. Торжественное открытие завода состоялось 27 февраля 1939 г.
Кроме того, в работах по восстановлению 180-мм железнодорожных установок принимало участие государственное предприятие Пассили в Хельсинки. В то время это была ремонтно-механическая мастерская Государственных железных дорог Финляндии. Общее же руководство работами по восстановлению трофейных артсистем осуществлял штаб военно-морских сил. И уже через месяц — в декабре 1941 г. — первые установки ТМ-1-180 были введены в строй. После Янова дня (в середине лета 1942 г.) из ремонта вышел второй транспортер, а 28 октября — третий.
С ноября 1941 г. финские 180-мм железнодорожные установки из районов Куоккала и Оллила несколько раз вели огонь по неизвестным целям — Кронштадт, Ленинград? Послевоенные финские историки утверждают, что их железнодорожные установки получили приказ расстрелять линкор «Марат». Да вот беда, на линкоре этого-то и не заметили.
Известно лишь, что 28 декабря 1941 г. 180-мм финские орудия произвели восемь выстрелов по форту «Риф», как мы помним, это западная оконечность острова Котлин.
Далее финны утверждают: 1 мая 1942 г. они вновь обстреляли форт «Риф», выпустив по нему 27 снарядов. Любопытно, что об этом говорит наша совершенно секретная «Хроника…». Цитирую: «Противник артиллерийским огнем обстреливал Кронштадтский форты “Р” и “П”, на которых было убито трое и ранено восемь человек. На двух зенитных батареях фортов были повреждены орудие и дальномер».
Напомню, что форт «Р» — это «Риф», а форт «П» — это «Тотлебен». Понятно, что по «Тотлебену», находившемуся почти у финского берега и скрытого от немцев островом Котлин, немцам было стрелять сложно, да и особой нужды не было.
Как видим, здесь и далее в советской секретной документации финны фигурировали под безликим названием «противник», ну а в открытых изданиях 1950—1980-х годов эти эпизоды с финнами вообще отсутствуют.
Ну а кроме обстрела «Рифа» чем занимались финские железнодорожные установки? На позициях они находились, и что там делали? Загорали?
Кроме железнодорожных установок в деревне Келломяки (ныне Комарово) финны в декабре 1941 г. устроили секретную батарею 254/45-мм орудий системы Обуховского завода. Дальность стрельбы 235-кг снарядом составляла 29,5 км. Поначалу там находилось одно 10-дюймовое орудие, но 4 июля 1942 г. морские силы получили приказ сделать батарею трехорудийной. В июле с береговых батарей Катаялуото и Рюсякари перевезли по одному орудию в Келломяки.
Из Келломяки 10-дюймовые пушки могли обстреливать весь Котлин, все форты Кронштадтской крепости и северо-западные окраины Ленинграда.
Финский артиллерийский наблюдательный пункт на крыше старой русской дачи на северном берегу Финского залива
Наконец, в 1943 г. финны ввели в строй три 305-мм железнодорожных транспортера ТМ-1-12, захваченные на Ханко. К концу лета 1943 г. из них сформировали 3-ю Железнодорожную батарею. Любопытно, что для них финны изготовили сверхдальние 320-кг снаряды, которые при начальной скорости 950 м/с могли лететь на дальность 50—52 км. Такие снаряды могли поражать не только восточные окраины Ленинграда и НИМАП (Ржевку), но даже долетать до Колпино. Риторический вопрос, зачем такие снаряды были нужны финнам?
Финские историки упорно утверждают, что финские 305-мм железнодорожные установки так и не были задействованы в боях.
Маннергейм – «спаситель Ленинграда»?
Сейчас финские историки и некоторые наши либералы доказывают, что де Маннергейм спас Ленинград — город, где он провел свою молодость. Увы, факты говорят об обратном. Так, маршал согласился на переименование Ленинграда в Неваллинну. К тому времени финны уже переименовали Петрозаводск в Яанислунну, а Олонец — в Аунуксен-линну. А вот член правительства, лидер социал-демократической (!?) партии Таннер придерживался иного мнения. Он заявил, что «в Питере никакой полиции не потребуется — город будет стерт с лица земли».
В 1942 г. премьер Рюти провел новую границу Финляндии по реке Неве, Ладожскому озеру, далее — южнее Вологды и до Урала.
Финский историк О. Антила проговорился: «Финская артиллерия уже в начале сентября 1941 г. передавала Ленинграду “привет” из корпусных орудий, но достать до города не могла».
А есть ли конкретные доказательства стрельбы финнов по Ленинграду? Тут мне хочется провести сравнение с авианалетами финской авиации на город. Финны редко бомбили Ленинград, но не из-за своего миролюбия и гуманности, а из-за малочисленности своей авиации. А главное она на 90% состояла из поставленных Англией и США машин и трофейных советских самолетов. И разобрать, где финские, а где советские машины отечественного производства или ленд-лизовские, летчикам люфтваффе было крайне сложно. Чтобы избежать боестолкновений германских и финских самолетов, командование люфтваффе потребовало, чтобы финны летали не далее 10 км от своей линии фронта.
Соответственно, у немцев было во много раз больше дальнобойных орудий, и действие немногочисленных финских пушек оставалось незаметным, тем более что войсковые начальники все стрельбы именовали неприятельскими.
Известен случай, когда финский снаряд попал в бомбоубежище больницы им. Куйбышева. Траектория падения некоторых снарядов (например, почти точно вдоль улицы Жуковского, то есть с запада на восток) казались необычными по сравнению с траекториями подавляющего большинства снарядов германской артиллерии.
Подводя итоги, можно сказать, что, действительно, обстрелы финской артиллерии Ленинграда не сыграли существенной роли. Но они были, и это не вычеркнуть нашим «неподкупным» СМИ.
Всего на форты Кронштадтской крепости и на северные пригороды Ленинграда финская артиллерия обрушила многие тысячи снарядов. Кстати, после войны и Лисий Нос, и Ольгино, да и Кронштадт вошли в состав города Ленинграда.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК