Кому выгодны страсти по Исаакию?
- Опубликовано 25 января 2017
- Политэк
- Автор: Владимир Капитонов
Российское общество в очередной раз наэлектризовано – на этот раз ситуацией вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В последнее время этот повышенный электрический потенциал то и дело разряжается искрами и разрядами. Поводов для этого почему-то оказывается немало: установка памятных досок Маннергейму и Колчаку в Санкт-Петербурге, возведение памятников Врангелю в Керчи и Ивану Грозному в Орле.
И по каждому такому случаю море публикаций в СМИ, споры и ругань в Интернете, пикеты, публичные акции, сбор подписей «за» и «против».
Но особую «озабоченность» суперактивной части нашей общественности вызывает РПЦ. Ни мусульманские мечети, ни еврейские синагоги, ни буддистские дацаны не удостаиваются и тысячной части того «общественного внимания», которое выпадает на долю православных церквей и храмов и Русской православной церкви в целом. Здесь каждое решение, любое изменение ситуации, связанное с РПЦ, просто перетряхивает россиян.
Вот и сейчас общество основательно разделилось на сторонников и противников передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. А поводом послужило недавнее решение властей Петербурга передать этот собор РПЦ, при этом сохранив его музейную функцию.
Церковь не первый год добивалась передачи Исаакиевского собора. И вот, похоже, законные требования РПЦ будут удовлетворены. Почему законные? Да потому, что в России в 2010 году был принят закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». А Исаакиевский собор изначально планировался и строился именно как собор, а не как музей, где будет качаться маятник Фуко, и не как смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на город на Неве.
Что же конкретно не нравится противникам передачи собора Церкви? Они считают, что это может привести к ограничению посещения Исаакия туристами, а экскурсии, выставки и концерты классической музыки прекратятся. Они также опасаются, что средств РПЦ будет недостаточно для масштабной реставрации собора и поддержания его в надлежащем состоянии.
Аргументы, на мой взгляд, просто не выдерживают критики. Хочется спросить: «А как поддерживаются в надлежащем порядке сотни, тысячи церквей и храмов на территории России бывших и переданных во владение РПЦ? Тот же Казанский собор, который с 1991 года является действующим храмом, несколько лет сосуществовавшим с экспозицией музея, а с 2000 года ставшим кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви?». То же самое будет и с Исаакиевским собором, перешедшим РПЦ, – тут нет и малейшей тени сомнения.
Что касается туристов и доступности Исаакия, приведу мнение министра культуры Владимира Мединского, которое он высказал недавно в интервью агентству «Интерфакс».
Ключевым условием передачи собора Церкви, по мнению министра культуры, как раз и является увеличенный и облегченный доступ людей в собор, включая пользующиеся особой популярностью у горожан и гостей города смотровые площадки храма, а также другие помещения. Министр подчеркнул, что он говорил об этом условии с представителями Церкви. Вход, по словам Мединского, станет бесплатным, потому что это будет уже не музей. А в храмы Русской православной церкви вход всегда бесплатный. «Это только в Европе в некоторые соборы за деньги пускают», - отметил министр культуры. То есть, Исаакиевский собор станет более доступным, чем Исаакиевский музей и смотровая площадка, ибо за вход в него никто не будет брать с экскурсантов денег, как это происходит сейчас.
Казалось бы все ясно. Но противники передачи собора Церкви не внемлют никаким аргументам. Сбор подписей под петициями типа «Мы категорически «против»», попытки организации пикетов и скандальных перформансов продолжается. Возникает ощущение, что у этого якобы спонтанного действа есть режиссер и интересант, причем желающий получить не столько материальную выгоду, сколько определенный политический профит.
Кто это может быть? Кому выгодно раскачивать «лодку»? Выскажу предположение, что запалом и инициатором острых дискуссий и нешуточных волнений в умах по каждой конкретной ситуации, будь-то памятные доски, памятники или церкви и соборы, является либеральная часть нашего общества. Та часть, которая несколько лет назад пыталась устроить то ли бунт, то ли восстание, выходя на Болотную площадь, а сейчас ищет любой повод, любой намек на отсутствие единомыслия в общественном мнении, чтобы подорвать связку власть и народ, государство и общество. «Белоленточникам» позарез нужная Болотниковская площадь-2, и для этого ими используется любая зацепка – лишь бы рвануло, как они этого хотят и на что очень надеются.
Владимир Капитонов, Агентство ФинЭк