Якутск: Конфликты – это нормально. Не нормальны - вражда, ненависть, призывы к насилию

В июле 2011 года в поселке Сагра Свердловской области произошло событие, казалось бы, местного значения. Но конфликтологи уже тогда понимали, что в этом инциденте, как в капле воды, отразились проблемы системного характера в отношении понимания глубинной природы подобных явлений в России.

В марте 2019 года в Якутске произошел случай с изнасилованием местной жительницы – якутки со стороны выходца из Кыргызстана, что спровоцировало претестные волнения против мигрантов. Многие специалисты отнесли этот протест к межэтническому конфликту. Межэтнический конфликт – это столкновение интересов и целей двух или нескольких этнических групп. Инцидент стал камешком, породившим лавину. Произошел определенного рода «взрыв», и необходимо прояснить – чтобы же было выброшено на поверхность.

Фактология события

Инцидент спровоцировал стихийный несанкционированный митинг, в котором приняло участие около 200 человек. По социальным сетям быстро распространилась информация, и люди из улусов самоорганизовались. Прошло сообщение, что из разных улусов в Якутск двинулись люди, чтобы провести большой митинг. На следующий день городская власть санкционировала митинг и выделила место – стадион. На митинг пришли более шести тысяч человек. В этом плане власть создала условия для локализации протеста и перевода его в правовое поле.

По данным статистики, киргизы в республике Саха (Якутия) по численности находятся на шестой позиции – 0,5% населения. В городе Якутске они занимают уже четвертую позицию – больше одного процента. Наблюдается тенденция увеличения числа мигрантов из Республики Кыргызстан. Они занимают такие ниши, как транспорт, такси, сфера обслуживания (ларьки и мелкая торговля).

Казалось бы, разное время – разные события, разные конфликты. Но так ли это?

Феноменальное проявление конфликта (драка, перестрелка, убийство, изнасилование и пр.), несомненно, привлекает внимание СМИ, которые рассматривают/описывают конфликт как поле боя, готовя репортажи с первой линии фронта для привлечения внимания к самому событию, а также с целью повысить рейтинг издания. Ясно, что на основании эмпирической информации дать профессиональную оценку природе конфликта/протеста – не представляется возможным ни журналистам, ни власти, ни сторонам конфликта. И не потому, что СМИ неверно или поверхностно отражают события, а каждый субъект в пространстве конфликта защищает только свои интересы/потребности, а местная власть стремится локализовать информацию, чтобы она не распространилась «наверх», пуская в ход административные ресурсы для контроля над информацией. А потому, что в тот момент доминирует феноменологическая и описательная картинка происходящего, бушуют эмоции и страсти, возбуждая биологические инстинкты в человеке, лишая его способности трезво мыслить и осознавать свои действия.

Профессиональные независимые эксперты в период самого события, как правило, молчат, в связи с дефицитом информации, осознанием риска ошибок и ответственности. Но даже не зная истинных причин конкретного конфликта, можно с большей вероятностью признать, что на фоне недоверия к органам исполнительной власти и внутренних дел, в условиях информационной доступности и открытости (интернет), любое неправильное действие или бездействие представителей органов власти, любая информация становится известной большому числу людей, что может послужить катализатором конфликта. Однако для профессионального взгляда не должно быть никаких иллюзий по поводу достоверности первичной информации о конфликте/протесте, а потому эмпирические факты должны восприниматься как инцидент и не более.

Учитывая тот факт, что участники конфликта и обыденное сознание не в состоянии беспристрастно и объективно мыслить конфликт, это должны сделать независимые эксперты и профессиональные сообщества, не включенные в иерархические структуры всех ветвей власти.

В чем корень проблемы?

Организация протестов требует глубокого анализа. Изнасилование – это факт, однако якутяне протестовали совсем не против этого факта. На санкционированном митинге разговор был не про изнасилование, а про незаконную миграцию и незаконный бизнес мигрантов. Но эти проблемы лежат совсем в другой плоскости. Предмет протеста и инцидент никак между собой не стыкуются. Напрашивается гипотеза: лидеры организации протеста как-то связаны с экономическими проблемами, которые в республике Саха (Якутия) решаются не в их пользу.

Правительство Якутии и депутаты приняли решение об ужесточении контроля над незаконной миграцией и незаконным бизнесом. Но это решение никак не связано с инцидентом. Этого решения недостаточно для урегулирования реальных проблем. Это просто реакция, чтобы как-то утихомирить толпу. Если ситуация не будет рассмотрена системно, с учетом требований якутян, то решение об ужесточении контроля над незаконной миграцией и бизнесом – ничего не изменит.

Кстати, после протеста якутян несколько дней дороги в городе были свободны, не было пробок. Это радовало жителей, у которых есть свой автотранспорт. Одновременно большинство местных жителей стали высказывать недовольство тем, что интервал между маршрутными автобусами сильно увеличился, и люди стали опаздывать на работу. Женщины стали жаловаться, что все ларьки закрыты, и негде купить овощи. В магазинах овощи есть, но они плохого качества. Отмечались случаи агрессивного отношения к киргизам. В социальных сетях появился ролик, как в ларек заходит местный житель и требует у владельца паспорт, говорит, чтобы он «уматывал» к себе на родину, унижает и оскорбляет владельца торговой точки. Власть на этот прецедент не обратила внимание, то есть никто не понес наказание за нарушение закона.

Сама ситуация протеста не может быть рассмотрена только с негативной стороны. Люди реализовали свое право, придя на протест/митинг. Вопрос в другом: видят ли корень проблемы лидеры протеста? На наш взгляд, протесты необходимо рассматривать как проявление инициатив институтов гражданского общества, которые необходимы для самоорганизации граждан и осуществления общественного контроля над властью. Важно выявлять соотношение идей государственного управления со спонтанной самоорганизацией населения, с развитием гражданского общества, которое может как провоцировать агрессивные формы конфликтного взаимодействия, так и препятствовать вражде, ненависти и развитию конфликта.

Институты гражданского общества в России недоразвиты, как интеллектуально недоразвиты и большинство их лидеров, которых необходимо обучать в рамках национальной политики безопасности России.

Ставить под сомнение эффективность политики власти могут как институты гражданского общества, так и экспертные сообщества. Если корень проблемы не видят чиновники, а стороны конфликта поверхностно реагируют на инциденты, то в этом плане необходим независимый профессиональный взгляд. Именно он укажет на системные проблемы в управлении национальной политикой, которая должна удовлетворять потребности всех этнических групп. Если даже самый малочисленный этнос чувствует по отношению к себе несправедливость, то это говорит о недоработке властей.

Митинги якутян против мигрантов наглядно показали, что назревающие проблемы в регионе изучаются недостаточно глубоко и не системно. Исследования должны быть мониторинговыми, непрерывными. Массовое сознание необходимо хорошо изучать, так как многие механизмы и закономерности уже известны науке. Для изучения конфликтов и протестов в Якутске не хватает специалистов по межэтническим конфликтам.

Разные аспекты межэтнического конфликта

Межэтнический конфликт – это столкновение интересов и целей двух или нескольких этнических групп. Он возникает не внезапно – у него всегда есть скрытые причины и разные аспекты проявления.

Психологический аспект – фрустрация, накопление негативных эмоций по причине непреодолимых препятствий, возникновения чувства незащищенности, появления агрессии, враждебности, ненависти, злобы.

Экономический аспект – низкий прожиточный уровень и безработица.

Социологический аспект – потребности коллективного самосохранения, потребность в жилище и одежде, депривация значительных этнических групп от невозможности удовлетворить половой рефлекс (инстинкт размножения), потребность в самовыражении и интерес к творческой работе. С этой точки зрения конфликт выступает, прежде всего, как осознанное, осмысленное противоречие не совпадающих или противостоящих друг другу интересов сторон, готовых предпринять или уже предпринявших определенные действия, основанные на указанном противостоянии, что ярко проявляется в разных сферах деятельности.

Культурологический аспект - потребность в воспроизводстве традиций, культуры, верований, обрядов, национальных праздников.

Многомерная неудовлетворенность потребностей и интересов этнических групп, является главным источником протестов и социальных потрясений (П. Сорокин). Это системное явление, которое напрямую связано с проблемами на территории того или иного региона.

Борьба за ресурсы

Объективно, мигранты борются за место под солнцем. Какая-то часть, прибывшая в регион, уже «захватила» рынки, а та, что только приезжает, зависит от первой группы. В этнических группах своя обстановка, местами она криминальная, так как внутри закрытых диаспор наблюдается много нарушений российского законодательство. Большая часть мигрантов в нашей стране пока не адаптирована, она не принимают многих вещей, в том числе и не исполняет законы России.

Среди этнических групп в Республике Саха (Якутия) высшее образование имеют от 20-ти до 27% местного населения, среди выходцев из Кыргызстана – 1%. Низкая культура и отсутствие образования являются благодатной почвой для агрессии и насилия. У такой группы мигрантов не хватает речевого аппарата, чтобы ясно выразить свою мысль, поэтому она и хватается, образно говоря, за палки, грабли и камни. Люди с низким уровнем образования, которые приезжают в другую страну, опасны для общества. Но такая же опасность исходит и от местных жителей, которые не соблюдают законы и угрожают мигрантам.

Социокультурная адаптация во многом определяется образованием, культурой и воспитанием. Ясно, что если не решать проблемы национальной политики, то постепенное увеличение числа какой-либо этнической группы через годы может создать уже новые проблемы на территории Саха (Якутия).

Факторы, способствующие актуализации конфликтов и протестов

Конфликтологи выявили несколько факторов, которые в той или иной степени способствуют созреванию и актуализации конфликтов/протестов на территории Саха (Якутии).

  • нерешенность социальных проблем, связанных с безопасностью и повышением жизненного уровня граждан,
  • бездействие представителей органов внутренних дел на территории,
  • отсутствие гарантии защиты жителей со стороны власти (жители/граждане вынуждены сами себя защищать всеми доступными средствами),
  • стремительное распространение дезинформации и информации (через интернет), призывающей к протестным действиям граждан на территории,
  • неспособность представителей власти создавать/формировать социально-рефлексивное пространство для конструктивного диалога с жителями/гражданами,
  • неразвитость институтов гражданского общества, как механизма самоорганизации и контроля в решении социально-экономических проблем на территории,
  • безработица на фоне того, что в республику Саха (Якутия) завозят бригады из других городов России для работы на промышленных/ разрабатывающих объектах, а местным жителям работы нет.

Если природа конфликта, как социального явления, носит системный характер, то причины, факторы, условия, проблемы, реальный предмет конкретного конфликта, каждый раз предстоит выявлять заново и понимать природу их появления. Понимать конфликтующих субъектов, конфликты/протесты как системное явление в контексте истории, потребностей и ценностей людей, часто бессознательно действующих в рамках естественно существующих социальных законов – одна из задач тех коллективных и индивидуальных субъектов, которым доверена власть.

Понимание субъективно беспристрастно (А.А. Зиновьев), оно изначально нивелирует оценку, которая важна для суда (суд устанавливает меру вины и ответственности) или для власти при приятии управленческого решения. Известно, что никакое решение суда не в состоянии разрешить зреющие десятилетиями социальные проблемы, зачастую являющиеся причиной конфликтов на территории.

Как оценивать работу властей Якутии?

По логике оценивать работу политической власти в сфере реализации национальной политики можно только в контексте реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года, которая разработана в целях укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

В Якутии эти задачи власть частично реализует. Очень много мероприятий проводится именно по сохранению и развитию этнокультурной самобытности всех народов. В республике Якутия (Саха) живут греки, болгары, литовцы, тувинцы и некоторые другие малочисленные национальности. Якутия – это разноцветие национальных костюмов, звучащая музыка малочисленных и коренных народов, энергия танцев, красота и богатство этнических языков. Якутские народы – это часть большого Русского мира, который не мыслим без такого многоголосия языков и разных культур.

Конфликты – это нормально. Не нормальна - вражда, ненависть, призывы к насилию, свержению власти незаконным путем.

Признать факт того, что конфликты пронизывают всю жизнь человека, способен только рефлексивно мыслящий человек. И не потому, что этот человек плохой, а потому, что конфликт (как столкновение интересов, потребностей и ценностей), как системное явление, сущностно неотделим от «демократии» и «рынка», ценность которых заложена в Конституции РФ, в построении гражданского общества. Гражданское общество признает демократию, как ПРАВО каждого гражданина бороться за свои ПРАВА, за власть и влияние на власть, в борьбе за свои интересы. Рынок предполагает ПРАВО каждого гражданина защищать свои интересы всеми, не запрещенными Конституцией РФ способами, влиять на власть, в борьбе за свои интересы. Конфликты - это испытание общества на человечность, это вызов органам власти на готовность защищать нормы и принципы, которые близки каждому гражданину РФ. Именно в конфликте ярко проявляются ценности, ради которых человек готов пойти на любые жертвы. А потому, предотвращать нужно не конфликты, предотвращать необходимо физическое насилие, вражду и агрессию в конфликтах. Ибо конфликты – это свойство развития социальной системы и форма защиты интересов разные субъектов.

В целях понимания природы конфликта, выявления их причин и ограничения насилия и агрессии, необходимо формировать культуру конфликтования у детей начиная с семьи, детского садика, со школьной скамьи, а в вузах формировать конфликтологическую компетентность будущих специалистов и управленцев.

Современный человек мыслит системно и широко и его интересует системный взгляд на многие явления нашей жизни, в том числе и на конфликты. Кто виноват, какова степень вины конкретного человека - в правовом государстве ответ на этот вопрос может дать только суд. Каждый человек, пострадавший в конфликте, хочет персонифицировать конфликт, выявить для себя КТО виноват, наказать виновного. Такая интенция (как поиск виновного) по-человечески вполне объяснима.

Однако найти виновного гораздо легче, чем создать условия и механизм (систему) ограничения противоправных действий, насилия и проявления агрессии. Не является ли попытка найти виновного (объявить, что виновный нашелся), с одной стороны, средством успокоения и удовлетворения жажды мести людей, а с другой — увести их внимание и мысли от действительных причин и системы, породившей подобные явления?

А как же относится к протестам? Разве это не существенный показатель работы властей? В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин имеет право на протест. Коллективные протесты должны быть санкционированы властью.

Первый протест в улусе был не санкционирован, и в этом плане граждане нарушили закон. Но власть ввела эту ситуацию в рамки закона и санкционировала следующий митинг, поэтому мы не можем предъявить к ней обвинения в бездействии в эти дни. Именно благодаря тому, что представители власти говорили грамотно и с уважением к протестующим – на понятном языке, якутском – удалось утихомирить бушующие негативные эмоции протестующих. Это был честный, доверительный и искренний разговор.

Проблемы, с которыми столкнулись якутяне, специфичны не только для региона, но и для России. Как и во многих регионах, в республике имеются безработица в сельской местности, низкий жизненный уровень, экологические проблемы, связанные с работой промышленных производств и добычей природных ресурсов. В Якутии недостаточно осуществляется финансовая поддержка подготовки молодых кадров в вузах по государственному заказу.

И все-таки, протесты – это показатель сбоя системы безопасности граждан и нерешенности социальных проблем. В какой-то период власть не услышала народ, не осознала реальные проблемы. Ситуация с протестами также показала, что власти Якутии непрофессионально работают с диагностикой проблем и не получают необходимые сведения. Должна быть независимая экспертиза, которая способна называть вещи своими именами.

Информационная война против России

Нельзя не учитывать, в какой ситуации сегодня находится Россия. Против нее ведется информационная война. История показывает, как разрушались государства усилиями НАТО и государств ЕС. Военные эксперты и исследователи, рассматривающие противника как системы, выделяют пять системных элементов, разрушение которых приводило к разрушению государств: вооруженные силы, население, инфраструктура, система обеспечения и руководство страны.

В России в той или иной мере четыре первых элемента находятся в относительной безопасности, то есть защищены. Сегодня на первом месте у НАТО и стран ЕС стоит задача дискредитировать российскую власть. Логика такова: если в глазах общественного мнения дискредитируется власть, то народ сам справится с властью. Поднять народ против власти – вот задача идеологического противника России. «Радио Свободы» не оставило эту тему без внимания. В последней передаче так называемые эксперты по России заявили, что протесты в Якутии показывают, что власть ослабела. Зарубежные СМИ убеждают мировое сообщество, что в России требуется смена власти, и тогда Россия перестанет быть мировым врагом. Однако, ситуация в Якутии показала силу власти и ее готовность слушать и слышать народ.

Что делать?

Вопрос «ЧТО делать?» без направленности на субъект действия (КТО будет делать), без указания на средства (КАК делать), вне социального или интеллектуального контекста (ГДЕ делать) — может остаться вечным философским вопросом. Любое действие, не включенное в систему деятельности, не оставляет следа в культуре и истории.

Вопрос «Что делать?», должен быть переформулирован в вопросы — «КАК мыслить конфликт?» и «КАК мыслить в конфликте?», ибо все, что делает человек, изначально замысливается.

Власть и общество должны знать причины созревания подобных протестов, иметь и проявлять ВОЛЮ для решения социальных проблем и наработки и запуска механизма ограничения насилия и вражды, ненависти и антагонизма в конфликтах.

Любовь Цой, кандидат социологических наук, конфликтолог, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» - для Агентства СЗК

Автор
кандидат социологических наук, конфликтолог, социолог, философ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Любовь Цой

Похожие статьи