Как оценить надежность клиента и снизить риск неплатежей
- Опубликовано 15 февраля 2016
- Банки
- Автор: Александр Журба
В кризис стоит особенно вдумчиво подходить к вопросу об отсрочках оплаты. Лучше всего вообще перейти на работу по предоплате. Но если без отсрочек не обойтись - берите пример с банков и проводите хотя бы минимальный анализ надежности клиентов, чтобы снизить риск неплатежей.
- Если клиент новый - обязательно проверьте выписку из ЕГРЮЛ по нему (https://egrul.nalog.ru/). Из выписки станет ясно, действующая ли компания, как давно она работает, кто учредители и руководители. В дополнение к этому стоит проверить клиента на упоминание во всевозможных базах "проблемных" компаний. Например, в реестрах организаций-должников ФНС (https://service.nalog.ru/zd.do), организаций с фиктивным адресом (https://service.nalog.ru/baddr.do), недобросовестных поставщиков (http://rnp.fas.gov.ru/) и т.д.
- По действующим клиентам обязательно ведите статистику дебиторской задолженности. История финансовых отношений с клиентом, а именно частота, суммы и продолжительность просрочек, поможет принять верное решение о дальнейшей работе с ним.
- Отслеживайте финансовое состояние крупных клиентов. Для этого одним из условий договора можно сделать регулярное предоставление финансовой отчетности.
- Перед принятием решения об очередной отсрочке для клиента, проанализируйте его финансовую отчетность за несколько последних отчетных дат (баланс и отчет о прибылях и убытках). Если нет возможности провести детальный анализ, посчитайте хотя бы базовые коэффициенты - текущую ликвидность (хватает ли у компании ликвидных активов для покрытия "коротких" долгов), долю собственного капитала в оборотных средствах, соотношение собственных и заемных средств. Понятно, что чем подробнее анализ, тем больше уверенности в его результатах.
- Если остаются сомнения в платежеспособности крупного клиента, который настаивает на отсрочке оплаты, обсудите возможность подключения таких инструментов как поручительство, банковская гарантия или аккредитив.
- Регулярно контролируйте состояние своей "дебиторки", чтобы вовремя отследить проблемные сделки.
http://www.dk.ru/blogs/post/kak-otsenit-nadezhnost-klienta-i-snizit-risk-neplatezhey