Нужен ли России большой банк для малого бизнеса
- Опубликовано 22 июня 2016
- Банки
- Автор: Анна Брыткова
В России может появиться новый крупный банк, специализирующийся на работе с малым и средним бизнесом. С такой идеей в правительство обратился владелец Юниаструм Банка Артем Аветисян. Есть ли смысл в создании подобной кредитной организации?
Новый банк лучше старых четырех?
Юниаструм Банк может стать опорным банком для кредитования малого и среднего бизнеса. Как рассказал журналистам заместитель министра экономического развития Олег Фомичев, Минэкономразвития планирует изучить идею создания опорной кредитной организации для малого и среднего предпринимательства на базе финансовой группы предпринимателя и владельца Юниаструм Банка Артема Аветисяна.
Ранее стало известно, что Аветисян обратился в правительство с предложением о создании единого банка для работы с малым и средним предпринимательством (МСП). Предполагается, что на первом этапе в создаваемый банк войдут Юниаструм Банк, Восточный Экспресс Банк (будут консолидированы). Далее объединенная структура осенью 2016 года может приобрести у Fiba Group Кредит Европа Банк (КЕБ), сообщает «Интерфакс».
После этого к новому банку может быть присоединен МСП Банк в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Как считает Аветисян, стратегия объединенного банка предполагает развитие за счет средств акционеров и существующих средств поддержки МСП и не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
«Мы пока не совсем понимаем, что такое опорный банк. Мы, наверно, с коллегами-инициаторами будем встречаться и обсуждать, понимать, в чем состоит эта идея, потому что на сегодняшний день у нас есть корпорация (МСП), есть банки, которые с корпорацией работают, есть требования к этим банкам в части кредитования малого бизнеса, и система выглядит логично», — цитируют СМИ слова Олега Фомичева.
Как отметил замминистра, пока нет понимания, какое место в этой структуре может занять МСП Банк и как именно будет работать опорный для новой структуры Юниаструм Банк.
При этом окончательной позиции по данному вопросу у министерства еще нет. «Это не говорит о том, что мы не одобряем или одобряем эту идею. Потому что пока еще пытаемся в ближайшее время понять, связываемся с инициаторами всего этого дела», — пояснил Фомичев.
Как сообщили в Минэкономразвития, позиция ведомства по этому вопросу будет сформирована к середине июля.
В МСП Банке, Юниаструм Банке отказались комментировать тему. Не ответили на запрос и в корпорации МСП, в которую с недавнего времени входит МСП Банк. Источники в данных кредитных организациях подтвердили, что такая идея обсуждается на уровне руководства банка. «Но идея слишком сырая, подробностей пока нет», — отметил один из источников.
В Восточном Экспресс Банке заявили, что каких-то конкретных договоренностей еще нет.
Председатель правления банка «Восточный» Алексей Кордичев отметил, что поддерживает идею консолидации двух финучреждений — Юниаструм Банка и «Восточного».
В мае «Восточный» объявил о завершении процедуры приема заявок на акции в рамках допэмиссии. В ходе открытой подписки были удовлетворены заявки на полную сумму эмиссии — 3 млрд рублей. Как сообщалось, в допэмиссии принимает участие Юниаструм Банк, доля которого в капитале банка в результате может составить чуть менее 25%. Также в допэмиссии участвует компания Evison, контролируемая фондами Baring Vostok (основной акционер «Восточного»).
«Мы верим в то, что консолидация банковской отрасли была бы полезна, и хотели бы на партнерских основах развивать бизнес. На данный момент акционеры и менеджмент двух банков изучают возможности и целесообразность такого присоединения, но никакого финального решения пока не принято. Если решения будут приняты, то они будут немедленно опубликованы в установленном законом порядке», — заявил Алексей Кордичев.
Перемены к лучшему?
Логика в объединении четырех банков в текущих условиях, безусловно, есть, считают эксперты. Целесообразность работы МСП Банка в прежнем формате обсуждается давно. В апреле этого года банк перешел в 100-процентную собственность корпорации МСП. Генпрокурор РФ Юрий Чайка заявлял, что по результатам проверки деятельности МСП Банка «банк и его посредники фактически обирали бизнесменов». Глава корпорации МСП Александр Браверман озвучивал планы по масштабным сокращениям. В июне пост председателя МСП Банка покинул Сергей Крюков, около десяти лет возглавлявший организацию.
Для других игроков, участвующих в сделке, объединение будет также полезным. Как сообщал Банки.ру предправления Восточного Экспресс Банка, в новой стратегии организации заложена активная работа с малым и средним бизнесом.
Что касается «Юниаструма», банк, обретя новых собственников, изначально ставил цель работать с малым и средним бизнесом, напоминает начальник аналитического управления НРА Карина Артемьева. «На сегодняшний день банк также активно и успешно работает с крупными корпоративными клиентами, и мы полагаем, что если интеграция произойдет, то ее результатом станет укрупнение масштабов бизнеса и повышение его диверсификации, возникновение синергий», — комментирует она.
Если сделка, предложенная Аветисяном, состоится, в России действительно может появиться крупный банк с активами в размере около 600 млрд рублей. Как считает заместитель председателя правления ФГ БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков, в результате объединения при правильном взаимодействии с государственными структурами может быть сформирована вполне конкурентоспособная структура, которая будет решать важную задачу по поддержке малого и среднего бизнеса. «Консолидация всегда дает большие возможности для оптимизации операционных расходов и бизнес-процессов, поэтому данная идея, безусловно, не лишена смысла», — отмечает он.
В том, что у нового банка может быть мощный лоббистский ресурс, сомневаться не приходится. Артем Аветисян — директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ), наблюдательный совет которого возглавляет президент Владимир Путин. С 2012 года Аветисян также является председателем общероссийского предпринимательского сообщества «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса». Он является членом экспертного совета при правительстве РФ, межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей при генпрокуратуре РФ, входит в Общественный совет при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
«Новый банк будет получать поддержку от государственного статуса МСП, доверия к «Юниаструму» и уважения к Аветисяну в деловых кругах России. Вероятно повышение качества корпоративного управления и стандартизация отбора входящих заявок на получение кредита. Таким образом, синергия от создания нового банка может достичь десятков миллиардов рублей», — уверяет директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
В RAEX отмечают, что объединение Юниаструм Банка, «Восточного» и Кредит Европа Банка потребует проведения существенной работы по оптимизации бизнеса. Это связано с различной специализаций данных кредитных организаций и существенной концентрацией активов на розничном кредитовании.
Эксперт-аналитик MFX Broker Александр Гриченков добавляет, что каждый из участвующих банков сможет помочь общему начинанию «своим уникальным опытом, знаниями, экспертизой». «Кроме того, новое объединение сможет заняться не только кредитованием МСБ, но и оказанием предпринимателям информационной, юридической, страховой поддержки и т. д., что не менее важно, чем предоставление кредитов», — предполагает он.
Аналитики указывают, что сравнивать потенциал уже существующего МСП Банка и той структуры, которую предлагается создать, не совсем верно — слишком разные объемы бизнеса.
Малый бизнес — большие проблемы
По данным RAEX («Эксперт РА»), с 1 января по 1 мая 2016 года российские банки выдали малым и средним предприятиям кредиты в объеме 1,6 трлн рублей, что на 3% меньше результатов аналогичного периода прошлого года. Совокупный портфель кредитов МСБ продолжает сокращаться: с начала года он потерял 4% и составил 4,6 трлн рублей на 1 мая 2016 года.
При этом проблемная задолженность МСБ нарастает опережающими темпами. Как отмечают в RAEX, за рассматриваемый период ее объем возрос на 41 млрд рублей до 708 млрд, а доля в портфеле МСБ на 1 мая 2016 года достигла 15,3% (+1,5 п. п. по сравнению с 1 января 2016 года).
«Если в 2015 году резкое сокращение кредитования МСБ объяснялось потерей интереса крупных банков к рынку, ведь тогда размер портфеля кредитов МСБ у банков из топ-30 по активам сократился за год на 15%, то в 2016 году тенденция переломилась. Портфель кредитов малым и средним предприятиям у крупных банков за период с начала года по 1 мая показал рост на 4%, в то время как портфель МСБ у банков за пределами топ-30 по активам сократился на 13%», — поясняет ведущий аналитик RAEX Александра Ионова.
По ее мнению, стимулом к увеличению кредитования МСБ со стороны крупных банков могла стать докапитализация ряда участников рынка через ОФЗ. Одним из условий докапитализации является ежемесячное увеличение объемов кредитования на 1% на протяжении трех лет по одному из приоритетных направлений (МСБ, ипотека, кредитование субъектов РФ и др.). Однако, несмотря на различные меры стимулирования рынка кредитования МСБ, доступ к заемным ресурсам у малых и средних предпринимателей остается ограниченным. Заемщики сталкиваются с трудностями при подаче кредитной заявки из-за отсутствия твердого обеспечения, требования к которому ужесточаются на фоне роста дефолтности в секторе.
«Программы беззалогового кредитования практически свернуты, а поручительства региональных гарантийных организаций или Корпорации МСП все еще редко используются участниками рынка. По оценкам RAEX, в 2015 году только порядка 2% кредитов МСБ были выданы под поручительства фондов или Корпорации МСП», — рассуждает Ионова.
Один из факторов, препятствующих развитию кредитования малого бизнеса, стоимость заемных ресурсов. «Главными проблемами для бизнеса по-прежнему остаются высокие ставки по кредитам в коммерческих банках, рост долгового бремени, в том числе и по ранее полученным валютным займам в результате девальвации рубля, а также кредитная политика банков, связанная с оценкой рисков при выдаче кредитов предприятиям, занятым в наиболее уязвимых секторах экономики, ориентированных на внутренний рынок», — указывает аналитик «Алор Брокера» Кирилл Яковенко. По его мнению, даже при условии снижения ключевой ставки регулятором на 0,5 п. п. банки еще не готовы к существенному снижению ставок по кредитам для юрлиц. «К примеру, при 11% средняя ставка для бизнеса составляла 17% годовых, то есть, в отличие от потребительских кредитов, кредиты бизнесу вряд ли станут существенно доступнее», — полагает он.
В то же время, по мнению аналитика, снижение ставок ниже рыночных в новом банке может привести как к сопротивлению со стороны других крупных игроков, включая госбанки, которые сегодня являются крупнейшими участниками рынка заемных средств для МСБ, так и к снижению ставок на всем рынке для обеспечения конкурентоспособности, что маловероятно. Как полагает Яковенко, главный расчет сделан на государственную поддержку — в частности, может быть предложена схема субсидирования кредитов субъектам МСБ.
О господдержке говорит и заместитель председателя правления ФГ БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков. «В сегменте МСБ, безусловно, можно зарабатывать, о чем говорит опыт многих крупных и мелких банков. Но для решения задачи поддержки предпринимателей государственная помощь однозначно потребуется, поскольку, к примеру, предоставить какие-то уникальные льготные условия по кредитованию без соответствующей поддержки весьма затруднительно», — уверен Новиков.
Впрочем, как отмечает Александра Ионова из RAEX, государство может не быть заинтересовано в присоединении МСП Банка к трем частным банкам, поскольку в этом случае снижается контроль за средствами бюджета, направленными на поддержку малых и средних предпринимателей через МСП Банк.