Проблемы российских банков становятся делом государства
- Опубликовано 04 июля 2016
- Банки
- Автор: Анна Бодрова
Проблемы российских банков с достаточностью собственного капитала, похоже, перестают быть индивидуальными и становятся делом государственной важности. На прошлой неделе стало известно о том, что как минимум четырем крупным отечественным банковским структурам из топ-30 может потребоваться докапитализация суммарным объемом в 19 млрд руб. из-за низких показателей достаточности собственного капитала по параметру Н1.2. Сразу после этого глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина отметила, что регулятор намерен создать фонд, который будет входить не только в капиталы санируемых банков, но и в капиталы тех банков, которые нуждаются в поддержке и точечном оздоровлении.
Эта идея сразу же получила довольно широкий резонанс. Министр финансов Антон Силуанов уверен, что создание такого фонда требует специальных обсуждений и анализа эффективности работы АСВ. К тому же, не создавая отдельную структуру, можно усовершенствовать те институты, которые уже есть. Это здравая мысль. Еще дальше пошел глава ЦСР Алексей Кудрин, который считает, что средства ЦБ РФ не могут и не должны стать основой капитализации банков и банковской системы. ЦБ и так исполняет роль регулятора, предоставляет банкам доступ к деньгам по ставке ниже рыночной и в целом способствует упрощению работы с финансами. Сделать условия функционирования отечественных банков еще более мягкими было бы неправильно.
Вероятно, только в российских реалиях такое может случиться: в балансах крупнейших банков обнаружены проблемы, и ЦБ не только не выносит им предупреждений, но и самостоятельно пытается решить их текущие и будущие проблемы с составным капиталом.
Капитал на то и собственный, чтобы быть предметом работы банка, а не регулятора. Развитая банковская система отличается от развивающейся практически полной автономией от ЦБ и способностью гибко откликаться на возникающие проблемы.
Проблемы банков из топ-30, конечно, нужно решать, пока они не потянули за собой других более-менее устойчиво держащихся на ногах. Однако само обсуждение этого вопроса показывает, насколько несовершенны нынешние банковские структуры и как они уязвимы. Закрывать «тонкие» места надо быстро, оперативно и по возможности не залезая в государственный карман.