Ямальскую нефть отдали «Лукойлу»
- Опубликовано 08 июня 2016
- Бизнеc
- Автор: Катерина Осина
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации намерено разрешить допуск частных нефтегазовых компаний на арктический шельф, в том числе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время чиновники прорабатывают эту возможность на федеральном уровне. Аналитики указывают на появление в этом случае дополнительных возможностей и ресурсов для развития геологоразведки и добычи нефти и газа в арктической зоне, но и на узкий круг интересантов из-за дороговизны работ на данном участке. С ростом конкуренции на шельфе эксперты также усматривают относительно негативные последствия для госкомпаний, разрабатывающих арктические месторождения. В целом, считают представители отрасли и аналитики, открытие Арктики для широкого круга участников рынка нацелено, вероятнее всего, на иностранных инвесторов и на крупных российских игроков, в том числе ПАО «Лукойл» (президент и основной владелец Вагит Алекперов).
В Минприроды РФ вернулись к рассмотрению возможности допуска частных нефтегазовых компаний на арктический шельф, в том числе в ЯНАО. Однако речь идет о долгосрочной перспективе. «Двери не закрыты. Мы ищем способ, каким образом эффективнее работать на шельфе было бы», – отметил глава профильного ведомства Сергей Донской. Министр также добавил, что на недавнем совещании у вице-премьера Александра Хлопонина обсуждались «экономические механизмы стимулирования работы компаний, не только частных, на шельфе», и дано поручение проработать отдельные предложения в течение месяца.
Главный научный консультант АУ «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана» Станислав Кузьменков считает, что возвращение к обсуждению работы частных компаний на шельфе Арктики было, скорее всего, политическим ходом, нацеленным на привлечение иностранных и крупных российских инвесторов, в частности, «Лукойла». По мнению эксперта, арктическое направление выглядит для компании Вагита Алекперова привлекательным, поскольку позволяет восполнить потери от снизившихся объемов добычи нефти.
«Мелкие инвесторы просто не в состоянии зайти на эти участки из-за нехватки активов. В Арктике нужны капитальные вложения. В ближайшую пару лет цена нефти не поднимется выше 50-60 долларов за баррель. Но небольшие частные компании в России такая возможность могла в некоторой степени успокоить. Чуть ранее появлялась информация о том, что саудовские инвесторы намерены зайти на территорию ХМАО, не исключено, что они заинтересуются и активами в ЯНАО, в Арктике. Это пойдет региону только на пользу. К тому же сейчас это наиболее перспективный регион в России для недропользователей», – подчеркнул эксперт.
Важную роль ямальской Арктики в развитии нефтегазодобычи отметил и президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. Однако комментировать принятие решения Минприроды в пользу отдельных участников рынка воздержался, тем не менее указав на активность «Лукойла» в развитии арктических проектов. Одним из возможных претендентов на участки эксперт называл и «Новатэк».
«Выходить на арктический шельф в настоящее время не самое лучшее решение, поскольку существующие цены в 50 долларов за баррель нефти делает арктические проекты нерентабельными. К тому же, частные компании, скорее всего, получат участки, где госкомпании не хотят или не могут работать. Не все компании будет заинтересованы. Вероятнее всего, на эти участки зайдет «Лукойл», который давно этого добивался. Также не исключен интерес «Новатэка» и «Сургутнефтегаза». Скорее, это необходимо для российского нефтегазового рынка», – рассудил Геннадий Шмаль.
В целом, глава Союза нефтегазопромышленников одобряет перспективу захода частных недропользователей в Арктику, позволяющее устранить дискриминацию на рынке и привлечь дополнительные ресурсы как финансовые, так и кадровые для увеличения объемов добычи нефти. Схожее мнение высказывает и содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.
«В целом, это логичное решение. Необходимо развивать новые месторождения, в том числе на арктическом шельфе. Эти ресурсы могут заинтересовать частные компании. Нет смысла ограничивать круг инвесторов только госкомпаниями. Это даст больше возможностей для развития нефтегазодобычи на шельфе», – отметил аналитик.
По словам эксперта, необходимо сформировать перечень обязательных требований к частным компаниям, которые заинтересуются данными участками. В первую очередь, это должны быть показатели финансовой устойчивости и наличия ресурсов для ведения максимально экологичной деятельности. При этом приход на арктический шельф новых игроков рынка, полагает Бирг, не ущемит позиций государственных компаний, уже обладающих большими портфелями лицензий на геологоразведку и добычу нефти и газа на арктическом шельфе. При этом монополия работы на этих участках будет утеряна. «Доступ к лицензиям получит большее количество компаний. В первую очередь, это «Лукойл», и, вероятно, «Новатэк», если будут газовые месторождения. Круг довольно ограничен. Всего в России несколько крупных частных нефтегазовых компаний», – отметил аналитик.
В АО «Финам» считают, что говорить о перспективах прихода новых игроков в ямальскую Арктику пока преждевременно, поскольку четкие сроки открытия границ для них не ясны, а низкие цены на нефть ограничивают возможности инвестиций в добычу. «Нужно учесть, что ситуация на мировых рынках углеводородов изменилась, и низкие цены охладили пыл компаний, интересовавшихся этими проектами в годы высокой ценовой конъюнктуры. «Единственное, что сейчас могло бы заинтересовать «Лукойл» и отчасти «Новатэк», это проведение геологоразведочных работ и постановка открытых запасов на баланс компании для улучшения оценки и повышения ее репутации. О добыче же и речи не идет», – подытожил аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.
Согласно действующему законодательству, на арктическом шельфе имеют право работать только госкомпании, имеющие опыт шельфовых работ не менее пяти лет. На деле этим критериям соответствуют только «Газпром», «Роснефть». Среди частных компаний, имеющих опыт работы на шельфе, это, прежде всего, «Лукойл» и «Новатэк». «Лукойл» можно было назвать инициатором обсуждения вопроса о допуске частных компаний к шельфовым проектам, начавшегося в 2012 году. В апреле 2012 года несколько частных компаний обратились в правительство с просьбой расширить им доступ к шельфу. Письмо тогда, помимо главы «Лукойл» Вагита Алекперова, подписали гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, президент «Башнефти» Александр Корсик и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. В те времена шельфовые проекты были наиболее интересным для крупнейших российских компаний сектором самой привлекательной отрасли экономики РФ. Однако ответственный за ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что государству необходимо сохранить контроль над шельфовыми проектами. И тема была закрыта до 2015 года, когда дальнейшее обсуждение отложили на 2016 год.