Бизнес боится рубля
- Опубликовано 29 января 2016
- Бизнеc
- Автор: Лина Бышок
Главным риском в 2016 г. российский бизнес считает волатильность курса рубля, показал опрос 107 руководителей компаний, проведенный PwC. Почти всех их беспокоит курс. Доля таких респондентов почти удвоилась с 2014 г. (с 55 до 92%). Российская продукция примитивна и неконкурентоспособна, с невысокой маржей, объясняет такую обеспокоенность курсом главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Вторым по значимости риском топ-менеджеры назвали бюджетную политику – меры по предотвращению дефицита и роста долговой нагрузки. Замыкает топ-3 рисков геополитическая нестабильность. Главный риск для мирового бизнеса (согласно опросу PwC) – избыточное госрегулирование – в российском исследовании оказался на четвертом месте. 70% беспокоят риски, связанные с коррупцией и взятками, – это намного больше, чем в среднем по миру (55%) и, например, в Китае (46%).
61% руководителей компаний признают, что за три года угроз стало больше. Российский бизнес менее оптимистичен, чем мировой. С 2008 г. было наоборот – российские топ-менеджеры были более уверены в росте выручки, чем главы компаний в среднем по миру. Ситуация изменилась в 2014 г. – в опросе, вышедшем в 2015 г., доля таких российских топ-менеджеров рухнула с 53 до 16% (в мире не изменилась – 39%). В последнем – 26 и 35% соответственно.
Бизнес назвал три приоритетные задачи для правительства: понятная, стабильная и эффективная система налогообложения, высококвалифицированный персонал, качественная инфраструктура, включая цифровую. «<...> есть много проблем, которые должны быть решены на уровне государства», – приводятся слова председателя совета директоров «Дымова» Владимира Дымова. Государство будет вынуждено работать эффективно, только когда резервы на субсидирование госкомпаний истощатся, считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Сам бизнес собирается в первую очредь сокращать затраты и персонал.
Главный долгосрочный риск – изменение поведения потребителей, делает вывод PwC: люди уже привыкли и вряд ли отвыкнут экономить, бизнесу тоже нужно проститься с привычкой жить в условиях бурного роста. «В результате развития технологий меняется и наш клиент, – отмечает в опросе гендиректор «Открытие холдинга» Рубен Аганбегян. – Клиент диктует, как мы должны измениться, чтобы он продолжал оставаться с нами».
Основная долгосрочная угроза, по мнению Акиндиновой, – недружественная внутренняя среда, в том числе административные барьеры. Из-за этого российский бизнес больше склонен лишь к краткосрочному планированию, отмечает она.