Что нам делать с российским туризмом?
- Опубликовано 17 ноября 2016
- Бизнеc
- Автор: Валентина Мансурова
Одна из прописных истин – во многих странах туристический бизнес составляет значительную часть национальной экономики или, по крайне мере, вносит заметный вклад в государственный бюджет. К России это, к сожалению, не относится. Зачем нам туризм, если есть нефть и газ?
К счастью такая точка зрения постепенно меняется. И для этого есть серьезные предпосылки. Например, Генеральный секретарь Всемирной туристской организации ЮНВТО Талеб Рифаи недавно заявил, что по данным организации за 2015 год Россия заняла десятое место в рейтинге самых посещаемых стран в мире.
Руководство страны стало рассматривать туристический бизнес как одну из потенциальных «точек роста», которая будет способствовать выходу российской экономики из кризиса.
О необходимости развития туризма говорил и российский президент на недавней встрече с рабочими в Ярославле. «В прошлом году в России, внутри нашей страны, отдохнули 70 миллионов человек, из них 50 миллионов – это граждане Российской Федерации. Значит, 20 миллионов – это приезжих, это немало, хотя и немного», - отметил Владимир Путин.
Президент подчеркнул, что в стране есть программа развития внутреннего туризма, которая действует и будет развиваться в будущем. Тем более что задачи, которые предстоит решить с помощью этой программы достаточно амбициозные. «Знаете, у нас туристическая отрасль вносит вклад туризма в ВВП страны, если всё взять за 100 процентов, 1,6 процента всего, - сказал президент. - В странах с развитым туристическим сектором экономики это 10 процентов».
По данным Федерального агентство по туризму, опубликованным по итогам нынешнего туристского сезона, самыми востребованными у наших граждан стали туры по России, и это произошло в новейшей истории впервые. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов отмечал, что популярными стали не традиционный самостоятельные поездки к морю «дикарем» или походы в горы с ночевками в палатках, а покупка сформированных туроператорами пакетных туров, включающих дорогу к месту отдыха, проживание и в некоторых случаях даже питание и экскурсии. Средняя цена такого недельного тура к морю прошедшим летом составляла 30-40 тысяч рублей на человека, что было дешевле аналогичных турпакетов за рубеж.
«Никто не спорит, интерес к родной стране у наших граждан возрос. Многие решили поехать в Крым ил Сочи. Но это не является основной причиной роста внутреннего туризма, - говорит Маргарита Жилкина, владелец небольшого турагентства, специализирующегося на экотуризме. – Главные причины – это курсы валют, страх перед терроризмом и плохим отношением к русским за рубежом, ограничения полетов в Турцию и Египет и так далее. В общем, не столько позитив в отношении России, сколько негатив, связанный с зарубежными странами».
Маргарита считает, что, несмотря на многие позитивные перемены, отсутствует главное – не заявленная, а реальная забота государства о развитии этой сферы бизнеса. «Нам нужны кредиты, налоговые льготы, гарантии отсутствия необоснованных проверок – все то, что называется государственной поддержкой бизнеса. Но мы не чувствуем, что власти в этом заинтересованы, выживаем сами, как можем», - говорит она.
Федеральное агентство по туризму, несомненно, лучше всех представляет, что нужно для развития туристического бизнеса в России. И его руководство, судя по всему, предпочитает глобальный и системный подход.
То есть лопающиеся турагентства, опаздывающие чартеры, завышенные цены, грязные гостиницы и разбитые дороги – тоже проблемы, которые нужно решать. Но это не самое главное. Оказывается, все наши беды от того, что у нас до сих пор нет бренда и слогана России как туристического направления. А вот те страны, которые являются лидерами в сфере туризма, имеют свой уникальный и запоминающийся бренд – идея, ее графическое воплощение, запоминающийся слоган.
Как сказал Олег Сафонов, из 195 стран мира 146 стран имеют свои туристские бренды. Именно поэтому агентство вот уже два года занимается Всероссийским конкурсом «Туристический бренд России», окончательные итоги которого будут подведены в марте 2017 года.
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов
Фото: Агентство ФинЭк
На недавней пресс-конференции, посвященной ходу конкурса, глава Ростуризма заявил, что «сконцентрировать суть нашей страны в одном визуальном представлении - это архисложная задача. Было подготовлено более 10 тысяч предложений, но мы пришли к выводу, что без профессионалов выполнить такой проект невозможно. Бренд создаётся коллективно».
В общем, в 2015 году, на первом этапе конкурса, в котором мог принять участие любой желающий, было собрано около 10 тыс. идей. Сейчас оказалось, что этого недостаточно и на втором этапе работают профессионалы из брендинговых и рекламных агентств. Именно они должны выбрать правильную концепцию, добиться того, чтобы бренд был понятен и привлекателен как для россиян, так и для иностранцев, уйти от куполов, хохломы и гжели, озера Байкал, матрешек, балалаек и медведей.
Радует то, что привлекаемые эксперты, представители крупнейших, в том числе международных компаний, согласились работать на безвозмездной основе, исходя из принципа социальной ответственности бизнеса, а права на новый бренд будут принадлежать государству. Значит, сэкономленные деньги можно будет потратить на поддержку туристического бизнеса.
Никто не сомневается, что рано или поздно туристический бренд России будет создан. А потом?
Что будет, если курс валют опять поменяет свой вектор, в Европе приструнят мигрантов, а на Ближнем Востоке – террористов? Если Турция построит еще несколько десятков отелей All Inclusive, снизив при этом цены? Если теплые страны начнут не просто облегчать, а полностью отменять визовой режим с Россией? Сохранит ли тогда наша страна туристическую привлекательность для своих граждан и для иностранцев?
Боюсь, сейчас никто не даст точного ответа. И останется только молиться на новый туристический бренд Российской Федерации. Вдруг поможет, пусть даже на нем не будет куполов…
Валентина Мансурова, Агентство ФинЭк