Главная проблема бизнеса
- Опубликовано 28 октября 2016
- Бизнеc
- Автор: Фриц Морген
Наши бизнесмены в массе своей довольно негативно относятся к властям. Причин на то много, и они, пожалуй, достойны отдельного обсуждения, однако факт остаётся фактом: редкий бизнесмен не жалуется периодически на чиновников и на государство.
Вместе с тем, когда у бизнесменов начинаются проблемы с деньгами, краткий расспрос почти всегда показывает, что государство к их проблемам отношения не имеет никакого. Клиенты не заплатили, поставщики не поставили, товар залежался на полке и никак не продаётся... истоки подавляющего большинства проблем — сюрпризы со стороны своих же товарищей бизнесменов, причуды рынка или, чтобы бывает чаще всего, собственное неумение вести дела.
Продемонстрирую на примере. Вот типичный список историй из жизни компании, занимающейся продвижением интернет-магазинов. Цитирую:
- Сайт типографии продвигаем полгода, клиент говорит что заявок почти нет. Читаем приходящие отзывы на сайте — телефон не берут, на заказы звонков не реагируют.
- Сайт доставки пиццы и прочих вкусностей. Клиент жалуется на отсутствие заказов несмотря на топ-3 место в поисковике по всем запросам. Анализируем — заказы не принимают после 17 часов, так как «нужно успеть приготовить», за день 6 пропущенных вызовов заказа звонка, оператор при заказе говорит, что курьер вряд ли вовремя приедет, так как они не доставляют к определённому времени.
- Интернет-магазин достаточно крупный, на четвертый месяц продвижения выяснилось что на сайте неверный номер указан. Сменили на правильный — пошли заказы.
- Интернет-магазин одежды, по нашей аналитике заказов в 2 раза больше, чем по данным клиента. Выясняем — половина заказов отменяется, потому что не отслеживается наличие, то есть на складе нет товара с витрины интернет-магазина. Некоторые заказы были удалены менеджером клиента по причине «все равно вряд ли выкупят» даже без звонка клиенту.
- Сайт сети медицинских центров, идет продвижение, реклама в соцсетях и так далее. Жалуется, что нет заказов. Показываем заказы на услуги прямо на сайте, начинаем искать «слабое звено». Итог — администраторы звонят по каждой третьей заявке, «у нас нет времени звонить клиентам, если с первого раза не дозвонились, значит не судьба».
- Сайт достаточно крупной компании. Видим штук 20 неотвеченных сообщений от клиентов с вопросами и жалобами. Спрашиваю — почему ответа нет. Отвечают «сразу не увидели, а потом как-то неловко было писать, и, может, наладилось уже всё».
Как видите, магазины длительное время распугивали клиентов, так как бизнесмену было лень проверить, как работают его сотрудники, и вставить им шомпол за небрежное исполнение служебных обязанностей. Иногда такого рода саботаж продолжается годами. Вот вам ещё одна жизненная история, на этот раз из работы государственной структуры:
Работаю я в лаборатории одного НИИ, и наша главная проблема, что мы государственная структура, а потому на некоторые рабочие моменты всем плевать, потому как государственные средства не жалко.
Недавно нашу лабораторию вызвали к генеральному директору, пошли вдвоем: начальница лаборатории и я , как главный исполнитель.
Там нас долго утюжили по факту отсутствия значительного роста производства, дескать мы производим и так больше всех, потому и увеличиваться производство у нас должно тоже семимильными шагами. Про кризис и про отсутствие у многих наших партнеров (таких же госучреждений) денег говорить нельзя, начальство этого ой как не любит, потому я и привел другую вескую причину ситуации (порой куда более значимую, чем другие) — «Вы попробуйте заказать у нас что-нибудь, из вас же душу вынут пока вы продукцию купите».
Генеральный директор не поверил в существование трудностей, потому попросили одну знакомую организацию произвести у нас контрольную закупку и о всех этапах покупки сообщать нам. Да этого момента все наши жалобы на отдел сбыта пропускались мимо ушей. Связаться с нами — это пожалуй огромная проблема, до нашего отдела сбыта пытались дозвониться 4 дня, дозвонились лишь на пятый, все время было занято.
Озвучили заявку, сбросили её ещё в электронном варианте. Полторы недели от нашего отдела сбыта ждали счет на оплату (сделать его можно за 1-2 минуты), телефоны у нас конечно же были всё так же заняты, поэтому связаться и ускорить процесс не получилось. Счёт пришел к концу второй недели. Организация заплатила и попыталась связаться вновь, чтобы узнать о возможности забрать груз, тут опять та же история, пришлось дозваниваться пару дней.
Узнали информацию, приехали забирать продукцию, тут были остальные круги ада. Отдел сбыта 6 часов оформлял документы на груз: на жалких 10 кг не самой дорогой продукции. Водитель за грузом приехал в 9-30, а уехал после 16-00.
Когда директор получил отчет о закупке с расписанием всех этих проблем, он стал багрово красным, вызвал нашего сисадмина и попросил показать видео с камер наблюдения отдела сбыта. Он не мог понять, почему люди не могут до нас дозвониться по несколько дней.
Ответ оказался прост — леди из отдела сбыта (а их там было целых трое + такая же начальница) просто снимали трубку телефона и оставляли её в таком положении до конца рабочего дня, чтобы — внимание — им не мешали работать этими звонками. При просмотре камер выяснилось, что работой как таковой там вообще себя не утруждают, лишь исправно ходят на перекур, обед, да языками чешут в рабочее время.
Аргумент у этих сотрудниц был железный — за такую зарплату ещё и работать что ли надо? К слову, оклад у них 40 тысяч, а у меня окладная часть зарплаты 28 тысяч. Уволили весь отдел сбыта. Посмотрим, кого наберут теперь.
Обратите внимание — автор этой душераздирающей истории полагает, что все проблемы связаны с тем, что он работает в госучреждении. Это распространённое заблуждение. Как видно из историй в начале статьи, проблема универсальна — ровно такие же халтурщики работают и в бизнес-структурах.
В чём заключается корень зла?
В банальном неумении управлять. Бизнесмен должен постоянно проверять, нормально ли работает находящаяся в его распоряжении структура. Все возможности для этого есть. Продавцов проверяют тайные покупатели, работу производства — отделы ОТК, склады — регулярные инвентаризации с показательными наказаниями материально ответственных лиц. Также не стоит забывать про достижения XXI века. Грамотная компьютеризация поможет начальнику замечать проблемы сразу, до того, как они начнут приносить серьёзные убытки.
Представьте себе водителя старого, видавшего лучшие виды грузовика. Что будет, если не осматривать грузовик регулярно и игнорировать посторонние шумы по принципу «хороший стук сам наружу вылезет»? Очевидно: грузовик будет регулярно ломаться, иногда доставляя водителю массу головной боли, а иногда даже создавая аварийно опасные ситуации.
То же самое верно и в отношении бизнеса. Или директор постоянно контролирует происходящее, или некоторые сотрудники начинают идти вразнос. Теоретически, конечно, есть 5% сотрудников, которые будут работать хорошо и на совесть всегда — независимо от того, проверяет кто-нибудь их работу или нет. Однако остальные-то 95% без начальствующего взора довольно быстро расслабятся и начнут халтурить.
В совсем маленьких фирмах изредка ещё удаётся собрать хороший коллектив, члены которого будут дружно следить за пользой общего дела — но если размер предпринятия превышает хотя бы 20 человек, без неусыпного контроля сверху обойтись практически невозможно.
Подведу итог
Бизнес похож на сад или, если угодно, на огород. Нужно, как говорит Владимир Путин, постоянно мотыжить свой участок подобно Святому Франциску — и тогда ваши растения будут радовать вас ростом. Стратегия «запрусь в домике и буду ругать погоду» работает плохо: сами по себе буйно растут только сорняки.