О бизнесе, социальной ответственности и ценах на топливо
- Опубликовано 18 июня 2019
- Бизнеc
- Автор: Владимир Семенов
В 90-е годы, с приходом на российский рынок иностранных компаний и «эффективных менеджеров» в деловой лексике стало популярным выражение «социальная ответственность бизнеса». Мол, предприниматели должны добровольно вносить определенный вклад в развитие общества в социальной, экономической и других сферах, тем самым способствуя процветанию государства и его граждан.
Какое-то время это работало, однако постепенно бизнес, особенно отечественный, занимающийся выкачиванием природных ресурсов из страны и денег из карманов российских граждан, перестал стесняться и плюнул на то, чтобы придать хоть немного респектабельный вид своей деятельности. Про «социальную ответственность» потихоньку забыли, этот термин стал употребляться все реже и реже, пока его благополучно не похоронили. И вот, на свежую могилу положили еще один большой тяжелый камень.
СМИ сообщают, что российских регионах резко выросли цены на бензин – это зафиксировано в Туве, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областях, в Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях. По данным Росстата в начале июня в Москве и Санкт-Петербурге стоимость топлива за неделю возросла на 0,3%.
Казалось бы, подумаешь, очередной рост цен, к этому мы уже привыкли. Только ведь происходит он в период действия соглашения, заключенного в конце 2018 года между правительством страны и нефтяными компаниями. Именно для того, чтобы не допустить рост цен на бензин и дизтопливо. Цены на нефтепродукты должны были быть зафиксированы, а нефтяники обещали полностью покрыть внутренний спрос на топливо. Это соглашение было пролонгировано в мае и срок его действия истекает 30 июня. Но наши бизнесмены не стали дожидаться. По данным Федеральной антимонопольной службы, поставки на внутренний рынок не возросли, зато вырос экспорт нефтепродуктов.
То, что большой бизнес, как правило, «социально безответственен», понятно уже давно. Когда речь заходит о деньгах, плевать он хотел на договоренности и интересы потребителей. Об этом, кажется, давным-давно уже писал бородатый ученый по имени Карл Маркс. Только ведь в данном случае отечественные нефтяные монополии плюют не только на нас (чему мы давно перестали удивляться), но на правительство страны, в которой работают, и законы которой должны выполнять. На правительство, Карл! Или, может, в заключенном соглашении были какие-то строчки, написанные мелким шрифтом, которые, как это у нас принято, никто не удосужился прочитать?
Как такое вообще возможно? Хотя, что здесь необычного.
Ведь никого не удивляет, что чиновники на местах не выполняют распоряжения из Москвы. По крайне мере до тех пор, пока не прилетят сотрудники Следственного комитета с силовой поддержкой. Более того, как о данности говорят о невыполнении майских указов президента, о чем с цифрами на руках нам рассказывает Счетная палата.
В общем, бизнес копирует модель поведения власти. Если им можно, то почему нам нельзя. Причем такое себе позволяют уже не только крупнейшие монополии, составляющие экономический костяк страны. Вспомните, как месяц назад какой-то бизнесмен средней руки на Дальнем Востоке вякнул на президента, заявив, что не будет выпускать на волю дельфинов и касаток из «китовой тюрьмы», несмотря на международные протесты, петиции активистов, решения местных властей и, наконец, требование главы государства. И не выпустил. Потребовалось какое-то очень конкретное внушение, чтобы он через пару дней взял свои слова обратно. Тенденция, однако.
К чему все это приведет. Да ни к чему хорошему. Нашим предкам при заключении сделки достаточно было дать слово и ударить по рукам. Сейчас и само слово честь осталось только в сериалах про Российскую империю да про войну. А подписанные договоренности, даже на самом высоком уровне, похоже, не стоят и клочка бумаги.
Сообщают, что премьер-министр уже обратил внимание на сложившуюся ситуацию и дал поручение с ней разобраться. И разберутся, не сомневайтесь. Рост цен назовут «незначительным» и объяснят какими-нибудь объективными рыночными факторами: инфляцией, выравниванием ценовой политики или чем-то еще. Вопрос об экономических и социальных последствиях постараются замять. Виновных не назовут, потому что их не будет.
Только цены как начали, так и будут продолжать расти.
Владимир Семенов, Агентство СЗК