Оптимизм российского бизнеса падает. Но надежда есть

Настроения российских частных компаний в отношении перспектив на ближайшие 12 месяцев в июне 2022 года резко упали, став наихудшими за всю историю наблюдений с 2009 года, следует из опроса Russia Business Outlook глобального провайдера финансовой информации S&P Global, пишет РБК. Среди угроз дальнейшему развитию участники опроса чаще всего называли растущие цены на сырье и материалы, негативное воздействие санкций на внешний спрос на российские товары и ощутимый спад покупательной способности российских потребителей.

S&P Global рассчитывает оценку оптимизма бизнеса как разницу между долей компаний, которые планируют увеличение своего выпуска в ближайший год, и долей компаний, ожидающих спада. В России в июне 2022 года (опрос проводится три раза в год, последний — 13–27 июня) это сальдо резко сократилось до 5% после 34% в феврале, сообщают в S&P. Предыдущий антирекорд был установлен российским бизнесом осенью 2020 года — тогда ожидания отечественных компаний ухудшились в связи с пандемией коронавируса. Сальдо настроений тогда составило 6% в пользу оптимистов.

Таким образом, Россия показала наихудший результат среди 12 экономик, по которым доступны сопоставимые данные (опрос проводится в крупнейших экономиках по идентичной методологии). Кроме того, показатель оказался ниже среднего по миру, составившего в июне 22% после 40% в феврале.

Global Business Outlook Survey от S&P основан на опросе 12 тыс. компаний по всему миру, которых просят поделиться мнением о будущих условиях ведения бизнеса. В России выборка составляет 500 компаний: 250 из обрабатывающей промышленности и 250 поставщиков услуг. Отбор респондентов осуществляется с учетом структуры экономики каждой из стран (вклада различных отраслей в ВВП) и размера компании. Ответы учитываются по шкале от -100% до +100%, где 0 означает нейтральный прогноз, интервал от минус 100% до 0 — пессимистичные ожидания, а интервал от 0 до +100% — оптимистичные. Итоговое сальдо складывается из разности между долями оптимистично и пессимистично настроенных компаний.

Среди угроз дальнейшему развитию компании-респонденты чаще всего называли растущие цены на сырье, воздействие санкций на глобальный спрос и снижение покупательной способности на внутреннем рынке, указали в S&P. Кроме того, ряд фирм отметили сложности в приобретении ресурсов и сырья за рубежом, в частности в Европе, из-за расторжения контрактов многими поставщиками.

Закономерно ослабли перспективы капитальных вложений и инвестиций в НИОКР, сообщили в S&P. Сальдо компаний, которые планируют наращивать/сокращать затраты на исследовательскую деятельность, стало минимальным с февраля 2019 года, а сальдо организаций, рассчитывающих увеличить/уменьшить капитальные вложения, показало самое низкое значение за последние шесть лет, говорится в материалах S&P.

В июне также произошло снижение ожиданий по трудоустройству персонала. Сальдо российских фирм, которые прогнозируют расширение либо сокращение штата сотрудников, опустилось с 15% в феврале до 3% в июне, что стало минимумом с февраля 2016 года. В обрабатывающей промышленности чистый пессимизм в отношении трудоустройства зафиксирован впервые за историю наблюдений.

 

Одновременно компании прогнозируют дальнейший рост затрат на труд, и особенно велики такие ожидания в обрабатывающем секторе, отмечают в S&P.

Совокупные инфляционные ожидания российских организаций, напротив, продемонстрировали улучшение относительно февраля, говорится в опросе S&P. В частности, все меньше фирм прогнозируют рост издержек, не связанных с оплатой труда персонала, — соответствующий показатель сократился с 42 до 9%. Кроме того, сократилась (до 25%) чистая доля компаний, ожидающих увеличения отпускных цен на их продукцию, — переносить издержки на потребителей в условиях санкционного кризиса стало намного труднее.

Тем не менее, многие эксперты полагают, что ситуация не так уж и плачевна. Например, по мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова для российского бизнеса, особенно малого и среднего, сейчас начинается время больших потенциальных возможностей, пишет РБК.

Во-первых, поиск обходных путей для импорта заставляет фирмы становиться более «дробными» и менее заметными, то есть существовать в форме малых компаний. Так проще найти новые ниши для неавторизованного импорта и разобраться с логистикой — крупные организации намного более неповоротливые, считает Титов. Во-вторых, на фоне санкций в России будет возрождаться экономика простых вещей, и МСП будут не только продавать, но и производить.

Чтобы поддержать бизнес в период масштабных вызовов, государству нужно упростить налогообложение, обеспечить дешевые кредиты, а также разобраться с регуляторными барьерами. Вся программа льготного кредитования МСП — 450 млрд руб. за год. Немало, но это лишь тринадцатая часть от общего портфеля кредитов в этом секторе, говорит бизнес-омбудсмен. Страховые взносы снизили до 15% с части зарплат выше МРОТ, а надо бы снизить для всего объема, предложил он.

 

Агентство СЗК

Автор

Агентство СЗК

Похожие статьи