Пиво как еще одна жертва глобализации

Ко всем претензиям, которые можно высказать в адрес глобализации, неожиданно добавилась еще одна. Может не самая существенная и критичная, но зато затрагивающая значительную часть мужского населения России (и достаточно заметную женского).

Как сообщают СМИ, Евразийский экономический союз, членом которого является Россия, разработал новый технический регламент безопасности алкогольной продукции. Этот документ, который как ожидается, будет принят в ближайшее время, устанавливает новые требования к составу пива, отличающиеся от действующих у нас в стране. Данные требования Россия будет обязана принять к исполнению и в течение двух лет внести соответствующие изменения в национальное законодательство.

Суть их в том, что сейчас в России по действующему закону при производстве пива можно заменять зерном и сахаросодержащими продуктами не более 20% солода, а новый техрегламент увеличивает эту долю до 50%. Возрастает и допустимое количество сахаросодержащих продуктов - с 2 до 5%.

В результате себестоимость получившегося «продукта» снизится, качество неизбежно упадет, но зато производители получат полное законное право называть его пивом. Сообщают, что с российской стороны за разработку нового техрегламента отвечает Министерство финансов и что там сидят адекватные люди, понимающие негативные последствия принятия такого решения. Но способны ли они как-то реально повлиять на конечный результат – пока не ясно.

Очевидно, что новый техрегламент на руку крупным транснациональным пивоваренным компаниям, которых давно раздражает требование отечественного законодательства маркировать отдельные виды их продукции не пивом, а «пивным напитком». Ну ладно, не нравится термин «пивной напиток» и очень хочется побольше заработать, сэкономив на стоимости сырья. Но причем здесь потребитель, зачем нас обманывать и залезать к нам в карман?

Человечество знакомо с пенным напитком уже много веков, а в 1516 году в Германии был принят знаменитый Райнхайтсгебот – так называемый «закон о чистоте», в котором говорилось, что для производства пива должны использоваться только три ингредиента: вода, ячменный солод и хмель.

Понятно, что с тех пор прошло много времени и многие пивовары соблюдать требования этого закона просто не в состоянии по объективным причинам. На американском континенте вместо ячменя чаще используют кукурузу, в Азии его заменяют рисом и т.д. Про Бельгию, с её шоколадными, банановыми, вишневыми и т.д. напитками, которые по какому-то недоразумению тоже называются пивом, вообще лучше не вспоминать.

Но у нас в России всегда придерживались традиций. Не случайно многие пивоваренные предприятия, продукция которых отмечалась дипломами международных выставок, создавались при участии мастеров, приглашенных из Германии и Чехии.

Сейчас отечественное пивоварение снова начало возрождаться. Региональные производители наступают на пятки международным корпорациям. Растет число минипивоварен с крафтовыми сортами пива, которые постепенно занимают свою рыночную нишу. Но, вполне возможно, что это ненадолго.

В общем, перед нами очередной пример регулирования рынка. Примерно такого же уровня, как уход от ГОСТов к техрегламентам, которые позволяют, например, использовать алюминиевые провода вместо медных в жилищном строительстве. Или добавлять растительные белки и жиры в молочную продукцию и колбасные изделия.

Как это ни прискорбно, но может получиться так, что через два года прилавки будут заполнены разными непонятными напитками, которые будут называться пивом, а для того чтобы попробовать действительно настоящий, натуральный и вкусный продукт будет проще съездить в Мюнхен или Прагу.

 

Сергей Виноградов, Агентство СЗК

Автор
Агентство СЗК

Сергей Виноградов

Похожие статьи