Приватизация. Cui bono?

Страсти по вопросу возможной "Большой приватизации" или "Второй волны"  вроде бы улеглись, поэтому самое время попробовать разобраться в проблеме методично и спокойно. Как учили древние римляне, когда надо в чем-то разобраться, то достаточно ответить на вопрос: "Кому выгодно?"

Естественно, радетели приватизации вовсю ссылаются на государственные интересы, в том смысле, что и бюджет деньги получит, и в частных руках предприятия заработают намного лучше. Опасения насчет возможного сценария 90-х годов они снимают утверждением, что никаких ваучеров и залоговых аукционов больше не будет. То есть предприятия сразу без всяких фиговых листочков и бутафорского участия плебса перейдут к достойным патрициям от экономики. Что и говорить, ошибки 90-х учтены в полной мере.

Вот, собственно, и ответ на вопрос. Но еще немного подробностей, чтобы убедиться в его правильности. Приватизировать-то собираются те предприятия, которые и так хорошо работают: "Аэрофлот", "Башнефть", "Новатек", "Ростелеком"... Вспомним, что флагманскую компанию  советского, а потом и российского воздушного флота эффективные завлабы довели до фактического разорения. Теперь же, когда с помощью государства лайнеры в фирменных аэрофлотовских ливреях вновь рассекают межконтинентальные пространства, потянулись руки к пирогу стабильных доходов. Да и от сверх прибыльных нефти и телекоммуникаций как-то отказываться не хочется. К тому же владеть частью компании с государственным участим намного спокойнее - если что не так, то казна поможет.

В чисто финансовом плане от приватизации, конечно, кое-что в бюджет получить можно. Но не напоминает ли это продажу столового серебра некогда состоятельным семейством вместо того, чтобы идти работать? Ассоциация не случайна. Трудно отделаться от мысли, что наши бизнесмены, а по-русски "предприниматели" привыкли к предпринимательству в легкодоступных зонах прибыли - типа бюджетных заказов, экспорте? Как только столкнулись с некоторыми проблемами, их предпринимательский пыл и специфические способности эффективных менеджеров куда-то испарились. А прибыли-то получать хочется в прежнем объеме. Потому и проталкивают идею очередного дележа госсобственности. Хотя могли бы озвученные ими в ходе дебатов триллионы направить на строительство новых заводов, фабрик, дорог, мостов и больниц. Но это все хлопотно. Куда как "эффективнее" с точки зрения менеджеров. прибрать к рукам готовое и хорошо функционирующее.

Теперь ответ на вопрос : "Cui bono?", пожалуй, полный.

Михаил Беляев, кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи