Нужно ли нам наращивать экспорт зерна?
- Опубликовано 25 июля 2016
- Экономика
- Автор: Олег Леонидов
В сельхозсезоне 2015-2016 гг. Россия экспортировала рекордный объем зерновых – почти 35 млн тонн.
Рост поставок за рубеж наблюдается с 2013-2014 гг. В текущем сезоне эта тенденция, видимо, продолжится, если судить по результатам минувшего сельхозсезона (июль 2015 - июнь 2016 гг.). Египет, например, почти вдвое увеличил импорт российского зерна – с 3,65 млн. тонн до 6,25 млн тонн. в сравнении с тем же периодом 2014-2015 гг. Доля этой страны в закупках в РФ увеличилась до 18,3% (с 12,1%). По известным причинам экспорт в Турцию сократился на 27% - до 4,34 млн тонн (5,94 млн т), и доля Турции, занявшей второе место в этой своеобразной «табели о рангах», понизилась с 19,7% до 12,7%.
На третьем месте – Саудовская Аравия, хотя она тоже несколько сократила зерновой импорт из РФ – с 2,65 млн до 2,4 млн тонн, её доля уменьшилась с 8,8% до 7%. Иран тоже уменьшил закупки – на 23% – с 2,88 млн до 2,22 млн тонн. Его доля упала с 9,6% до 6,5%. При этом почти вдвое возрос российский экспорт в ЮАР и Нигерию – с 671 и 711 тыс. тонн до 1,25 и 1,39 млн тонн соответственно. Доли этих стран увеличились с 2,2 и 3,6% до 3,6 и 4,1%. А в Бангладеш российский зерноэкспорт вырос в 6 раз (!) – с 0,2 млн до 1,21 млн тонн, и доля этой страны возросла с «символических» 0,6% до 3,5%. Вдвое больше зерна вывезла из РФ Южная Корея – 1,02 млн тонн (против 600 тыс. т в предыдущем сельхозгоду), увеличив свою долю с 2% до 3%.
Растут поставки и в страны Персидского залива, а также в Ирак, Тунис, Алжир, Судан. В конце февраля с.г. представители Минсельхоза РФ заявили в Дубае (ОАЭ), что Россия может увеличить экспорт зерновых в эту страну с 0,5 млн тонн в минувшем сельхозсезоне до 2-3 млн в нынешнем. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил тогда: «Знаем, что ОАЭ являются транзитным хабом, через который осуществляется торговля со многими странами Персидского залива и Ближнего Востока. Необходимо использовать это обстоятельство в интересах обеих наших стран».
Почему растет экспорт нашего зерна в развивающиеся страны? Прежде всего, потому, что, во-первых, он не оговаривается политическими и/или "смежными" условиями (как поставки, например, из США, Канады: привязка многих стран-зерноимпортеров к закупкам семян, удобрений, сельхозтехники и т.п. именно в Северной Америке). Во-вторых, качество зерновых сравнительно высокое и у них приемлемые цены. Вдобавок, четко соблюдается график российских зернопоставок.
Здесь нельзя не отметить, что пшеница, прежде всего, и другие злаки высших классов последние 5-6 лет направляются преимущественно на экспорт, поскольку поставки за границу куда более выгодны, чем на внутренний рынок. А на переработку (мукомольную и др.) внутри страны всё больше поступают (как минимум до 60%), средние и низшие классы зерновых. Поэтому, по мнению многих экспертов, существует, если не усиливается такая тенденция: внутреннее потребление всё в большей мере основывается на том сырье, что остается после экспортных операций. Но из-за мировой и внутренней конъюнктуры и из-за роста производственных издержек дорожают зерновые и неэкспортных сортов (особенно к концу осеннего периода). Это, в свою очередь, приводит к общему удорожанию хлеба и готовых видов зерновой продукции на внутреннем рынке, что мы наблюдаем уже не первый год.
К тому же уровень внутреннего спроса на муку и готовый хлеб не оправдывает растущих издержек. Поэтому, например, у мукомолов появляется «...избыточность производственных мощностей. О воспроизводстве, обновлении и модернизации производства не может быть и речи», – отмечает вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий РФ Александр Бедарев. А вот реально поправить ситуацию может, как ни покажется странным, только экспорт пшеничной, кукурузной, ржаной и т.п. муки.
Если точнее, то «одним из направлений увеличения загрузки предприятий российского мукомолья может служить наращивание экспорта муки как продукта с более высокой добавленной стоимостью. Согласно прогнозам, общемировой экспорт муки может достичь даже 13 млн. 510 тыс. тонн/год. Для сравнения: экспорт муки из России в сельхозсезоне 2013/14 г. составил 110 тыс. тонн», – говорит А. Бедарев. «Если в России на экспорт углеводородов приходится свыше 70% общего экспорта, то понятно, почему наше правительство не занимается экспортом муки», – убежден он. А предприятия-мукомолы могут «быстро подстроиться под требования импортёров по обогащению, сортности и упаковке муки».
Но пока российские зерновые экспортируются преимущественно в виде сырья, так же как и многие другие виды наших ресурсов. И надо, чтобы по остаточному принципу осуществлялся экспорт, не наоборот. Главное все-таки накормить хорошим хлебом родную страну.
http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/nuzhno_li_nam_narashhivat_eksport_zerna_577.htm