О «Северном потоке 2» и унтер-офицерской вдове
- Опубликовано 11 июля 2016
- Экономика
- Автор: Михаил Кац
А между тем на прошлой неделе Nord Stream 2 AG выбрала нидерландскую компанию Wasco Coatings Europe BV подрядчиком для нанесения утяжеляющего бетонного покрытия для 200 тысяч труб морского газопровода "Северный поток 2". Уже в сентябре на заводы по обетонированию начнется доставка труб, а в начале будущего года пойдет процесс нанесения утяжеляющего бетонного покрытия.
В германском Грайфсвальде «дочка» Газпрома Gascade и немецкая Wintershall ведут работы по строительству газопровода, который соединит Грайфсвальд по восточной границе Германии с Чехией в рамках будущего Nord Stream 2.
Кроме того, объявлен тендер на отбор подрядчика на укладку труб морской части газопровода, итоги которого будут подведены уже в конце лета с немедленным заключением контрактов. Заявки на участие подали шесть компаний.
А фон, на котором происходят все эти события, так и не изменился. Польша по-прежнему настаивает на необходимости воспрепятствовать строительству газопровода Nord Stream 2, к которому, честно говоря, не имеет прямого отношения. Президент страны Анджей Дуда заявил, что считает проект экономически не обоснованным, что он политический и вредит ЕС, ибо нарушает равновесие в вопросе диверсификации доставки газа, что он приведет к значительному росту потенциала "Газпрома» в Европе. "Ведь можно доставлять в Европу больше газа из России по тем газопроводам, которые уже существуют", – уверен Дуда.
И если первую часть знаменитого высказывания Ленина «Война – продолжение политики» господин Дуда, судя по результатам недавнего саммита НАТО в Варшаве, усвоил хорошо, то со второй половиной ленинского изречения – «а политика – продолжение экономики» – он вступил в явное противоречие.
Ведь введение в строй еще одной, новой ветки газопровода как раз и свидетельствует о диверсификации доставки газа в Европу, а пожелание Дуды «доставлять в Европу больше газа из России по тем газопроводам, которые уже существуют" не только противоречит первому тезису, но и предполагает усиление мощи «Газпрома» на европейском рынке.
- Для Польши важно не столько получить экономическую выгоду от сотрудничества с нами в сфере транспортировки газа, сколько воспрепятствовать масштабному экономическому взаимодействию ЕС и России, – считает экономист Вацлав Каменский. – В данном случае разменной монетой выступает Украина с ее ржавеющим трубопроводом, в который никто не желает инвестировать. Но это не останавливает младоевропейцев, готовых действовать себе в ущерб и в ущерб Евросоюзу, лишь бы навредить при этом России.
И действительно, «Газпром» уже предлагал Польше заключить договор на транзит российского газа через эту страну на 20-25 лет в объеме 30 млрд куб. м/г. после 2022 г., когда истечет нынешнее соглашением между Москвой и Варшавой. Это обеспечило бы Польше постоянный доход в виде транзитных платежей. Но гордая страна пока не желает видеть протянутой ей руки.
Что ж, и не надо. Как в музыкальной пьесе, где в финале исполнители по очереди покидают сцену, так и трубная партия Польши против «Газпрома» постепенно остается в одиночестве. Вот и Словакия, похоже, готова зачехлить свой инструмент и выйти из антироссийского оркестра.
Глава "Газпрома" Алексей Миллер на прошлой неделе сообщил о достижении договоренности с оператором газотранспортной системы Словакии Eustream, предполагающей использование ее мощностей для проекта "Северный поток 2» на долгосрочной основе. В отличие от Польши голос Словакии был мотивирован чисто экономическими интересами: газ, идущий с украинской ГТС, не только обеспечивал страну сравнительно недорогим топливом, но и приносил казне до 800 млн евро ежегодно за дальнейший транзит в Европу.
Однако теперь Словакия получила возможность на равных встроиться в новый российско-германский проект, обеспечивая доставку газа на Балканы и Север Италии совместно с Gas Connect Austria – газотранспортным подразделением австрийской OMV, которое уже заявило о готовности предоставить свои мощности для поставок газа "Северного потока 2". К слову сказать, OMV является также акционером проекта, что добавляет уверенности в будущем Nord Stream 2.
Таки образом, коалиция восточноевропейских стран, препятствующая реализации «Северного потока 2», не только действует во вред интересам Европы, но и, как видно, дала серьезную трещину.
Что же касается Германии – основного партнера России в этом проекте, то достаточно будет привести слова министра экономики Зигмара Габриэля: «Для нас это чисто экономический проект, поэтому «Северный поток 2» должен быть оценен с экономической точки зрения».
- Все манипуляции вокруг мнимого нарушения газопроводом «Северный поток 2» положений Третьего энергетического пакета Европейского союза не выдерживают никакой критики, – говорит Вацлав Каменский, – поскольку труба не идет по территории ЕС и соответственно не подпадает под действие его законодательства. Газ пойдет от Выбрга до Грайфсвальда, а дальше, по европейской территории» он, разумеется, уже будет следовать по правилам Третьего пакета. Кроме того, разрешение на прокладку трубы дают те страны, по территории которых она проходит. Ни Польши, ни ее союзников по этому вопросу там нет.
Смысл дискуссии в самом ее навязывании, для того чтобы затянуть решение вопроса. Но это уже начинает походить на внедрение элементов саботажа в сугубо экономическую, деловую сферу. Никому из включенных в проект сторон такое не понравится. И однажды Польша с ее несгибаемой позицией может сама себя высечь, как это сделала унтер-офицерская вдова в бессмертном «Ревизоре».