Парадокс села: чем больше хлеба продаем за рубеж, тем напряженнее в стране
- Опубликовано 20 июля 2016
- Экономика
- Автор: Семен Уралов
В прошлом году Россия наторговала на сельхозпродукции больше, чем на оружии. С одной стороны, приятно. Но это если в рублях мерить. А по уровню товарного производства мы и к 1989 году не приблизились. Но при этом цены на продукты питания росли постоянно. То есть простой гражданин никак не ощутил на себе результаты рекордного выторга.
Не менее интересные процессы проходят на селе. Последнее время мне доводится много ездить по глубинке Оренбургской области.
С какими селянами ни разговариваешь – налицо социальная бездна между наемным работником и фермером, на которого работник вкалывает. В деревне уже просматривается раскол на узкий слой новых помещиков и многочисленных батраков.
Новые помещики пользуются полными привилегиями от государства. И кредиты, и дотации, и налоговые льготы.
Новые батраки же фактически оказались на обочине жизни. Зарплата в 10-15 тысяч считается завидной. Высокая механизация труда приводит к тому, что много работников не нужно. В результате новые батраки пополняют армию безработных либо уезжают в город, где, естественно, создают конкуренцию горожанам.
Если все пойдет по такому сценарию, то через поколение мы увидим рабовладельческие плантации вместо русских полей. Потому что дети новых помещиков в массе своей – это люди совершенно оторванные от родного края. Их быстро разбогатевшие родители отправляют своих отпрысков в Москву и заграницу. Наследники будут рассматривать полученные по наследству фермы исключительно как источник прибыли. На втором шаге вырастет поколение плантаторов.
Но это среднесрочная перспектива. А в краткосрочной нас ожидает рост экспорта с/х сырья. Снижение цен на нефть стимулирует либералов в правительстве торговать чем угодно. Поэтому будет действовать такая вилка: продавать за рубеж будем много, а внутренние цены на продукты питания будут расти.
Либералы в правительстве будут подыгрывать новому помещичеству. И для тех, и для других внутренний рынок – это средство быстрой рублевой наживы, а экспорт – средство валютной наживы. При этом новое батрачество, как и стремительно беднеющих горожан, надо держать в черном теле.
И я не вижу никакого выхода из этой ситуации кроме государственной монополии на экспорт и коллективного хозяйства на селе. Государство не может заставить новых помещиков быть более милосердными по отношению к новым батракам.
Сверхэксплуатация будет неизбежна – как и батрацкие зарплаты в 5-10 тысяч рублей, которые тут же будут изыматься с помощью инфляции.
Поэтому на самом деле выбора нет. Либо государственная монополия и коллективное хозяйствование – либо наступление нового феодализма, крестьянские бунты и восстания и неизбежная революция на конце.
http://publizist.ru/blogs/33/13759/-