Пропавший триллион

Во исполнение антикризисного плана чиновники проделали колоссальную бумажную работу, настрогав 170 решений правительства РФ и 15 федеральных законов. Но если оценивать антикризисные мероприятия по результатам, достигнутым в экономике, то в реальности не удалось реализовать и трети задуманного. Поставили задачу не трогать социальную сферу, а получилось что? Урезается индексация социальных выплат и оплаты труда бюджетников, госслужащих и военнослужащих, продолжается массовое сокращение высших учебных заведений, больниц. Только в первом квартале уволили 90 тысяч врачей.

По предварительным данным Счетной палаты, на 1 января 2016 года из всех утвержденных антикризисных мероприятий на общую сумму 2,3 трлн руб. к реализованным полностью можно отнести всего лишь 16, или 26,7 процента. Не полностью выполнены 30 пунктов (50 процентов), и еще 13 не выполнены совсем (23,3 процента). Иными словами, каждый второй пункт прошлогоднего антикризиснго плана остался недоделанным, а к каждому пятому чиновники даже не приступали. А то, что все-таки удалось сделать, далеко не во всех случаях имело положительный результат. Понятно, что оглашать такие итоги чиновникам совсем не к лицу.

Согласно плану, улучшить экономический климат в стране предполагалось, в том числе, путем снижения уровня кредитной нагрузки на регионы, погасив их задолженности по коммерческим займам. С этой целью 71 субъекту выделили кредиты из федеральной казны – на общую сумму 284 млрд руб. И что же? Совокупный долг регионов за январь – сентябрь 2015 года сократился. Но всего лишь на …74 млрд. Куда ушли остальные деньги, Минфин не говорит.

Растворение бюджетных средств, которые должны были поддержать страдающую от санкций и высокого доллара экономику, давно уже стало привычным явлением.

Деньги либо не используются по назначению, либо сразу отправляются на счета банков и лежат там, обрастая процентами, либо приходят с таким опозданием, что не остается времени их освоить. То же – с проработкой нормативной базы и улаживанием бюрократических формальностей. На момент проверки государственными контролерами исполнения плана в ноябре 2015-го целый ряд предусмотренных программой нормативных актов еще даже не был утвержден, а часть юридических решений, которые было необходимо принять еще в апреле, фактически состоялась лишь в конце октября.

Не справился – не виноват

Все это привело к тому, что колоссальные деньги (более трех процентов ВВП РФ), брошенные в прошлом году в топку кризиса, по большей части так и не дошли до реального сектора экономики. За прошлый год по уровню бедности Россия откатилась на 7 лет назад.

Почему же за это никто не понес наказания? Когда разобрались, наказывать оказалось некого, потому что широко разрекламированный антикризисный план оказался не планом вовсе, а лишь бумагой с констатацией ни к чему не обязывающих общих формулировок.

В правительстве РФ не только не скрывали, а даже подчеркивали, что этот документ не догма, что по необходимости план будет корректироваться, и реализация его будет зависеть от ситуации в экономике. После того, как чиновники столь откровенно сняли с себя всякую ответственность за выполнение столь важной для страны программы, стоит ли удивляться ее низкой эффективности?

Самым дорогостоящим пунктом плана была санация банковского сектора – на нее потратили целый триллион рублей, но до полного оздоровления финансовой системы далеко.

Об этом говорит хотя бы продолжающийся до сих пор массовый отзыв лицензий больших и малых кредитных организаций.

Да, банковскую систему удалось удержать на плаву. Только деньги, выделенные для преодоления кризиса, в банки поступили, но до предприятий не дошли, а ушли на валютный рынок спекулянтам, расшатывающим рубль. При этом Центробанк утверждал, что все держит под контролем. А что вы хотели? В конце 2014 года рубль отпустили в «свободное плавание» и повысили ключевую ставку почти в два раза – до 17 процентов. Таким образом, предприятия оказались отрезаны от доступных внутренних кредитов, а простые граждане столкнулись с ростом цен на импорт, а потом – и на отечественные товары.

Снижение ключевой ставки на два процента большой роли не сыграло. Проблемы только обострились. Устаревшие технологии и износ производственных фондов (по итогам 2014 года – 49 процентов), физически и морально устаревшее оборудование не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. И девальвация рубля, которая обычно стимулирует увеличение экспорта, не привела к увеличению спроса на российские товары за рубежом.

Чиновники на это могли бы возразить: «А что вы хотели, господа? Наш антикризисный план не содержал мер по активному стимулированию спроса». Рост потребительского спроса вообще не был заявлен в качестве приоритета.

На те же грабли?

История с планом-2016 выглядит еще более печальной. Его принимали, когда ни содержание, ни источники финансирования программы даже не витали в воздухе. Но правительство РФ с гордостью заявляет, что в этот раз для борьбы с кризисом потребуется намного меньше денег, чем в прошлом году. Правда, никто не может точно сказать, сколько именно. Большинство пунктов плана не содержат даже примерных расчетов, сколько денег нужно для поддержки падающей экономики. В одних прикидках предполагаемые траты набегают на 737 млрд. руб. В других – на 827 млрд. В то же время министр финансов РФ Антон Силуанов говорит о каком-то другом принципиально согласованном им проекте антикризисного плана стоимостью всего в 250 млрд руб., из которых в антикризисном фонде якобы уже отложены 120 млрд.

Странность происходящего заключается в том, что в государственный бюджет на 2016 год никто антикризисный фонд не вписывал. Ведь на момент утверждения этого документа правительство считало, что кризис в стране уже преодолен, и можно переходить к обычной штатной работе.

Но потом нефть снова упала в цене, вот и пришлось чиновникам впопыхах что-то выдумывать. Благо, опыт переливания денег из бюджета в банки уже имеется. Новый план, как и предыдущий, не рассчитан на серьезную поддержку реального сектора экономики и стимулирование внутреннего потребительского спроса. В результате его реализации не заработают остановленные предприятия, не произойдет увеличения производимой продукции, а у граждан не будет средств, чтобы приобрести необходимые товары и услуги. И не только потому, что источники финансирования многих записанных в антикризисную программу направлений до сих пор не определены. Предусмотренных денег на развитие основополагающих отраслей заложено так мало, что о серьезном импортозамещении речи не идет. Что такое, к примеру, 10 млрд рублей на село, когда для того, чтобы самим себя прокормить, нужно произвести мяса, молока, хлеба и т.д. примерно на 2 трлн руб.?

В этом году правительство РФ планирует выделить из антикризисного фонда щедрой рукой дополнительно 20 млрд руб. на докапитализацию Фонда развития промышленности. Но и это капля в море, если учесть, что общий объем необходимого финансирования отобранных заявок составляет более 700 млрд руб. А годовой объем импорта, ввезенного в Российскую Федерацию по всем отраслям экономики в 2014 году, – более 17 трлн руб.

На борьбу с безработицей и реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ предусмотрено дополнительное финансирование в сумме 3 млрд рублей из антикризисного фонда. Данные мероприятия должны охватить порядка 50 тысяч человек. При этом число только официально зарегистрированных безработных на сегодня превысило один миллион человек. А вот сумма, выделяемая в плане на развитие малого и среднего предпринимательства, в 10 раз больше (33,5 млрд рублей), чем на дополнительные меры в сфере занятости. На эти деньги можно создать всего лишь около 20 400 рабочих мест.

Для тех, кто оказался не у дел, предусмотрены дополнительные 5,5 млрд руб. на выплату пособий по безработице, но с весьма существенной оговоркой – при условии роста числа безработных граждан. То есть безработные, чтобы получить деньги на пособия, должны дождаться роста своих рядов? При этом максимальный размер пособия с 2009 года составляет 4900 рублей, прожить на которые практически невозможно.

Вывод из всего происходящего можно сделать один. Никакого антикризисного плана и в этот раз не получилось. Потому что отсутствует главное – общая глобальная стратегия социально-экономического развития государства.

Под давлением первых лиц государства ведомства из-под палки придумывают набор антикризисных мероприятий, под них просчитывают деньги, но тут вмешивается Минфин, говорит: «Денег нет». Да еще и подбрасывает идеи на четверть сократить социальные расходы бюджета. Ну а на «нет» и суда нет.  

А на выходе получается что-то вроде сборной солянки из идей ни к чему не обязывающих, в значительной степени между собой не только не стыкующихся, но и прямо противоречащих друг другу. С таким подходом говорить о преодолении кризиса не приходится. Остается лишь уповать на возобновление роста нефтяных цен и радоваться тому, что «в этом году денег потратят меньше». А значит – и меньше разворуют.

 

http://www.stoletie.ru/ekonomika/propavshij_trillion_368.htm

Автор

Юрий Алексеев

Похожие статьи