Сбалансировать нагрузку на потребителей электроэнергии

Правительство ХМАО-Югры поставило на паузу процесс объединения тарифных зон Большой Тюмени с Курганской областью. Уравнивание тарифов, по мнению чиновников, может привести к необоснованному росту тарифов – вплоть до 4%. При этом, считают чиновники, нагрузка ляжет преимущественно на нефтегазовый сектор, что вызовет недовольство у промгигантов накануне больших сентябрьских выборов и подтолкнет ВИНКи к развитию мощностей собственной генерации. Однако власти Курганской области и в Минэнерго РФ приводят другие расчеты. По данным их экспертов, тариф для потребителей «тюменской матрешки» увеличится не более чем на 1%, а для северных автономий – и того меньше. Между тем в Курганской области, где проблема высокой стоимости электроэнергии традиционно стоит остро, по оценкам экспертов, произойдет значительное снижение тарифа – до 15%. Для губернатора Зауралья Алексея Кокорина это вопрос политической «жизни и смерти» – промышленники в Курган не идут, а область продолжает замыкать список российских регионов по инвестиционной привлекательности и уровню бюджетной обеспеченности. Впрочем, ФАС пока молчит, а на региональные власти продолжают давить нефтяники.

В Минэнерго РФ прошло совещание, посвященное объединению зон тарифного регулирования «тюменской матрешки» и Курганской области. Инициативу Зауралья, ссылаясь на собеседника в федеральном ведомстве, поддержали представители Тюменской области и ЯНАО, однако ХМАО-Югра пока взяла паузу для проведения дополнительных расчетов и согласований. По данным источника издания в правительстве Курганской области, речь идет о заявке региона на слияние котловых электросетевых тарифов ОАО «Курганэнерго» и ОАО «Тюменьэнерго», что приведет к усреднению тарифа во всех регионах.

«По нашим расчетам, среднегодовой тариф в Курганской области снизится на 15%, одномоментная цифра будет выше. При этом рост тарифа в Тюменской области будет в пределах 1%, а для северных автономий еще меньше, так как там сосредоточены потребители высокого класса напряжения – нефтегазовый комплекс. Но мы не рассматриваем это как субсидирование экономики Зауралья как региона с традиционно высокими тарифами на электроэнергию. В результате объединения большое количество свободной мощности в Зауралье станет востребовано со стороны инвесторов. Это регион с более мягкими климатическими условиями, мы рассчитываем, что это позволит привлечь деньги в промкомплекс и АПК. В дальнейшем перекрестное субсидирование между регионами будет сглаживаться за счет прихода новых потребителей. Тариф начнет снижаться уже для всех четырех регионов», – пояснил собеседник издания в региональном кабмине. При этом, отметил чиновник, речь идет только о потребителях-юрлицах, для населения тарифы останутся на прежнем уровне, согласно решениям местных РЭКов.

Отметим, процесс будет возможно запустить только в том случае, если все без исключения субъекты переговоров выскажутся за объединение тарифных зон. Однако в правительстве ХМАО-Югры пока не согласны с расчетами, представленными Минэнерго. Согласно данным окружных властей, тарифные последствия окажутся значительно серьезнее, и рост стоимости электроэнергии для бизнеса составит не 1%, а 4%. Основная нагрузка в этом случае ляжет на нефтегазовый сектор, который и без того оказался в тяжелых экономических условиях.

По мнению участников энергорынка, дополнительная тарифная нагрузка для нефтяных компаний может спровоцировать недовольство сырьевиков и постепенный выход из централизованной системы энергоснабжения. Сейчас годовой отпуск электроэнергии по сетям ОАО «Тюменьэнерго» составляет порядка 70 млрд киловатт-часов и 80% приходится именно на предприятия ТЭКа. На данный момент ни отраслевые эксперты, ни специалисты энергокомпаний не берутся давать оценку, насколько увеличатся расходы всего нефтегазового сектора Югры в случае объединения зон.

«Наши исследования показали, что на промышленность ляжет дополнительная финансовая нагрузка в 4% по электричеству плюсом к ежегодной индексации. Минэнерго РФ поручило ФАС России выступить арбитром в данном вопросе и посчитать справедливый рост тарифа, после чего согласовать данные с регионами. У них есть предварительные данные, но я пока не могу их озвучить», – обозначил позицию ХМАО один из высокопоставленных членов правительства. К прочему участники процесса сталкиваются с необходимостью внести значительные изменения в федеральное законодательство.

«Регулирование – это полномочия одного субъекта федерации. А такого рода взаимоотношения не предусмотрены. Таким образом, необходимо решить два вопроса. Во-первых, сделать четкий анализ тарифных перспектив, а во-вторых, определить сам механизм воплощения этой идеи в жизнь», – резюмировал чиновник.

Уже официально в пресс-службе правительства ХМАО-Югры пояснили, что согласно расчетам региональных специалистов, рост тарифов для конечных потребителей Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов со 2 полугодия 2016 года составит 2%, а тарифов на передачу – не менее 3,7%.

«От введения предложенного механизма по переходу на единое тарифное регулирование наступят отрицательные социально-экономические последствия, вызванные ростом конечных цен на электрическую энергию для потребителей Тюменской области, Югры и ЯНАО. Учитывая разные позиции по оценке роста тарифов на электроэнергию 6 апреля 2016 года, было проведено совещание в Минэнерго в том числе с участием ФАС. По итогам совещания было принято решение по выработке единого подхода по расчету роста на базе антимонопольной службы, расчет которой показал рост котлового тарифа еще выше – на 6%. ФАС готовит модель расчета и направляет всем участникам, после чего будет проходить дальнейшее обсуждение», – резюмировали в правительстве.

Между тем источник издания в Минэнерго РФ отметил, что «ФАС еще не представила окончательных расчетов, а цифра в 6%, вероятнее всего, выделена из контекста. В частности, «она отображает не среднегодовой показатель, а одномоментный рост тарифа, причем исключительно за передачу. К прочему, она характеризует наиболее низкий класс напряжения, который по определению дороже. Так что ждем позицию ФАС».

Напомним, проблема высоких тарифов традиционно является наиболее острой для Курганской области. Впервые о необходимости их снижения губернатор Алексей Кокорин заявил еще в статусе врио президенту РФ Владимиру Путину.

«По промышленности – в 2 раза ровно выше тарифы, чем по УрФО. То есть о Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, ХМАО и Ямале я вообще не говорю, там все значительно ниже. Инвестор, естественно, выбирает, где дешевле», – заявлял Кокорин, однако тогда мер к снижению тарифов не предложил. Эксперты связывают высокие тарифы в Зауралье на электроэнергию именно с отсутствием инвесторов и, как следствие, крупных промышленных потребителей. Участники рынка добавляют к тому отсутствие бюджетного сдерживания, свойственное для северных, куда более богатых регионов.

«40% потребителей электроэнергии в Зауралье составляет население. При условии сохранения принципов перекрестного субсидирования и отсутствии развитых промышленных предприятий тарифная нагрузка в большей степени ложится именно на жителей Курганской области. К примеру, в регионах «тюменской матрешки» тарифы значительно ниже, в том числе за счет индустрии. Курган этим похвастаться не может, и пока не будут предприняты шаги по изменению ситуации, поправить тарифы можно будет лишь незначительно», – заключает эксперт отрасли.

Комментируя позицию хантыйского кабмина, один из аналитиков рынка в федеральном министерстве, знакомый с пояснительными документами, представленными к совещанию в Минэнерго, предположил, что формулировка «…наступят отрицательные социально-экономические последствия» связана с обязательствами губернатора Натальи Комаровой «в контексте взаимоотношений с «Сургутнефтегазом», и давление на энергополитику главы региона может усилиться». «Не забывайте, что в Югре грядут большие выборы, но проблему все равно придется решать. Это посыл правительства», – заключил собеседник.

Чиновник Минэнерго уточняет, что нефтегазовые компании вне всякого сомнения будут оказывать давление на региональные власти «с учетом ничтожной собственной выработки». Ссылаясь на предоставленную федеральным министерством информацию, долю генерации электроэнергии на территории автономного округа – а это 86% – обеспечивают Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС и Няганская ГРЭС общей установленной мощностью 12,1 тыс. МВт. Около 14% вырабатывают электростанции малой энергетики общей установленной мощностью 2,3 тыс. МВт, и только 12% приходится на крупнейших потребителей – электростанции нефтяных компаний общей установленной мощностью не более 1,6 тыс. МВт.

 

http://pravdaurfo.ru/articles/131647-surgutneftegaz-ne-nahodit-kokorinu-mesta-v-bolshoy

Автор

Антон Гуськов

Похожие статьи